Регистрация / Вход
Прислать материал

Семантика и прагматика городского пространства: (на примере графосемантического моделирования эргонимикона г. Перми)

Сведения об участнике
ФИО
Нитко Яна Михайловна
Вуз
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Семантика и прагматика городского пространства: (на примере графосемантического моделирования эргонимикона г. Перми)
Резюме
Исследование посвящено построению семантической модели эргонимикона локализованного городского пространства в «привязке» к географическим координатам городских объектов, номинируемых анализируемыми эргонимами, что позволяет рассматривать образ адресата (представителя целевой аудитории), характерного для того или иного городского локуса. В работе высказывается предположение, что разные фрагменты городского пространства могут быть «настроены» на разные типы потребителей.
Ключевые слова
Эргонимикон, графосемантическое моделирование, семантический граф, семантическая карта города, тип адресата-потребителя
Цели и задачи
Цель - моделирование семантического пространства эргонимов, распределенных в одном локализованном городском топосе для выявления его специфики и специфики типа потребителя.
Задачи исследования:
1. Сформировать базу наименований государственных учреждений и организаций сферы услуг.
2. Построить графосемантическую модель фрагмента эргонимикона г. Перми.
3. Проанализировать распределенную в городском пространстве семантику эргонимикона г. Перми.
4. На основании семантического анализа эргонимикона представить в общих чертах некоторые типы представителей целевой аудитории.

Введение

Интерес к изучению эргонимов в отечественной ономастике начал появляться во второй половине XX в. Данный вид онима был рассмотрен в следующих аспектах: историческом и региональном (Е.С. Отин, Н.А. Прокуровская), в прагматическом (В. Шимкевич, М. Е. Новичихина), в аспектах социолингвистическом, лексико-семантическом, структурно-грамматическом (А. М. Емельянова, Н. В. Носенко, Г. Н. Алиева). Как самостоятельное языковое и речевое явление был описан в работах: И. А. Беспаловой, Е. А. Трифоновой, Н. В. Шимкевича и др.

Эргоним, обладая прагматической функцией, определяет и формирует определенный образ потребителя – тип адерсата-потребителя и, следовательно, организуют экономическое и культурное пространство города.

Методы и материалы

Материалом для исследования послужили 137 эргонимов, обозначающих организации сферы услуг и государственные учреждения, располагающиеся на улице Сибирской города Перми (состояние на 2013 г.).

Метод сбора материала: в качестве основного источника сбора языковых данных использовалась программа - проект Google карты "Просмотр улиц", предоставившая информацию на 2013 г.

Метод анализа: графосемантическое моделирование. Графосемантическое моделирование (ГСМ) представляет собой метод графической экспликации структурных связей между семантическими компонентами одного множества. Метод ГСМ позволяет представить набор данных (выборку и/или целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет иерархическую и топологическую определённость по отношению к другим компонентам и всей системе в целом. Эта структурная контекстуальность, в свою очередь, позволяет интерпретировать каждый компонент системы в отношении к возможным причинам его появления и вариантам его дальнейшего развития. Исследование осуществлялось в ИС «Семограф» (http://semograph.com.).

Этапы метода графосемантического моделирования:

  1. проведение компонентного анализа выделенных контекстов;
  2. проведение полевого анализа (на основании выделенных на первом этапе компонентов);
  3. обнаружение основных связей между полями в пределах всей выборки;
  4. графическая экспликация результатов анализа;
  5. интерпретация полученной модели.
Описание и обсуждение результатов

Графическая экспликация анализа - Семантический граф.Данная графическая модель позволяет отразить связность концептуального пространства между С-Полями.

При интерпретации С-графа были получены следующие результаты:

  1. Были выявлены определяющие С-Поля: Иностранное, Пространство, Латиница, Яз. средства, Личное имя, Региональное, Русское  и  гендерные особенности: Мужское значительно превышает Женское, что свидетельствует о коммуникативной направленности (целевой аудитории) экономического пространства в локализованном городском топосе – формирование типа потребителя «Мужчина».
  2. Поле «Лично имя» связано с семантически полярными полями «Латиница» и «Русское», заметим, что связь с поле «Латиница» сильнее. Исходя из этого можно предположить о глобализации экономики (представители иностранных фирм в Перми) и о переходном периоде состояния самоиндификации российского общества на региональном уровне и в целом.

 

Также в качестве графической экспликации анализа был создан фрагмент Семантической карты города.

Для создания фрагмента Семантической карты города была использована программа - проект Google карты "Мои карты". С помощью геометок за каждым Наименованием был закреплен номер квартала(территориальное закрепление Наименования и адреса конкретного здания), в котором находится данный эргоним. Связь между Наименованием-Компонентом и С-полем позволяет зафиксировать территориально располагающиеся С-поля за каждым кварталом.

В результате нашего исследования семантического пространства эргонимов, распределенных в одном локализованном городском топоса были выявлены наиболее значимые особенности: особенности в гендерном соотношении, тяготение к социокультурному пространству западных стран, также усиленном стремлении к интеграции с западной экономикой, переходном состоянии самоиндификации российского общества на региональном уровне и национально-этническом уровне, отсутствии потенциала у русской мифологии к коммерциализации.

Выявленные особенности позволяют говорить о специфике типа потребителя для данного локализованного городского топоса: преобладание формирующихся черт «западного» типа над «региональным» и «национально-ориентированным» типами. Отмечается формирование черт потребителя, ориентированных на культуру данного региона («регионального» типа потребителя). Для организации экономического пространства локализованного топоса характерна ориентация на личные имена и обращению к образу пространства, что предполагает возможность самоидентификации для адресата и формированию особого типа потребителя.

Таким образом, были выявлены закономерные особенности создания ономастикона современного города, что позволяет прогнозировать формирование его имиджа, регулировать процесс экономического и культурного развития современного общества.

 

Используемые источники
Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 8. С.40-46.

Гвозденко А.Н. Нейминг. Или как найти удачное имя для бренда // Практический мар-кетинг. Вып.4. 2008 С. 2-6.

Бутакова Е.С., Щитова О.Г. Полимотивация в эргономии (на материале эргонимов иноязычного происхождения г. Томска) // Вестник Томского государственного университета. Томск. 2013. № 371. С. 16–22.

Самсонова Е.С. Концепция системы эргонимов иноязычного происхождения в ком-муникативном пространстве города // Вестник науки Сибири. Томск. 2012. № 4 (5). С. 247-251.

Файзуллина И. И. Ономастическое поле прагматонимов современного русского языка: Автореф. дисс. канд. филол. н. Уфа, 2009. 26 с.


Information about the project
Surname Name
Nitko Yana Mikhaylovna
Project title
The semantics and pragmatics of urban space: (based on graphosemantic modelling of Perm ergonimikon)
Summary of the project
The study is devoted to the construction of the semantic modelling of ergonimikon localized urban space in the "binding" to the geographical coordinates of urban facilities, nominated analyzed ergonemy, that allows us to consider the image of the destination (the target audience), characteristic of a particular urban locus. In the study suggests that different fragments of urban space can be "tuned" to different types of consumers.
Keywords
Ergonimikon, graphosemantic modelling, semantic graph, semantic map of the city, the type of recipient-consumer