Регистрация / Вход
Прислать материал

Влияние автотранспорта на экологическое состояние города (на примере г. Новоалтайска)

Сведения об участнике
ФИО
Неволин Александр Юрьевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный аграрный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о Земле, экология и рациональное природопользование
Раздел области наук
Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды, предотвращение и ликвидация ее загрязнения
Тема
Влияние автотранспорта на экологическое состояние города (на примере г. Новоалтайска)
Резюме
В работе представлены результаты оценки загрязнения атмосферного воздуха и почв вдоль дорог для г. Новоалтайска. На основе расчётов выявлены основные загрязнители и ширина зоны воздействия, которая для окиси азота составила 80 м от проезжей части для автодороги I категории (5,8 до 1,2 ПДК) и 10 м для автодорог III категории (1,1 до 1,8 ПДК). Загрязнение почв связано с накоплением свинца, выбросы которого были прекращены 15 лет назад. Концентрации свинца превышает в 2,9–4,5 ПДК для дорог III категории в полосе 10 м, I категории – 30 м. Анализ шумового загрязнения от автотранспорта, отраженный на авторской картосхеме, также выявил превышение санитарных норм.
Ключевые слова
Экологические состояние, автотранспорт, загрязнение атмосферы и почвы, шумовое загрязнение
Цели и задачи
Цель работы – оценить загрязнение окружающей среды современного города автотранспортом.
Задачи:
1) дать характеристику объекта исследования;
2) выполнить расчёты по загрязнению атмосферы и почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами;
3) на основе собственных полевых исследований на ключевых участках оценить шумовое загрязнение;
4) рассмотреть общие мероприятия по улучшению экологического состояния, определяемого воздействием автотранспорта.
Введение

Экологическое состояние городов относится к актуальнейшим проблемам современности. Одним из источников загрязнения на окружающую среду является автомобильный транспорт, воздействие которого может представлять большую опасность для здоровья населения.

Развитие автомобильного транспорта приводит к загрязнению атмосферы и почвенного покрова прилегающих к дорогам территорий токсичными металлами и токсичными углеводородами.

Высокий уровень техногенной нагрузки на окружающую среду в течение длительного времени превратил город Новоалтайск в территорию с высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна, почв, поверхностных вод вредными примесями, которое усугубляется воздействием автотранспорта.

Методы и материалы

Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом по А.В. Шишкину [14]. Методика расчета основана на поэтапном определении: 1) эмиссии (выбросов) отработавших газов, 2) концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем 3) сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде.

Метод исследования загрязнения почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца. Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует вести на основе определенного расчетным путем уровня загрязнения поверхностного слоя почвы.

 

Метод исследования шумового загрязнения. Исследование шумового автотранспортного загрязнения включали картографирование шумового загрязнения по результатам натурных измерений и использованием расчётных данных [11]. Картографирование шумового загрязнения ведется на основе данных о величине автотранспортной нагрузки, структуре потока, дорожных условиях и характере застройки. Для получения этих данных проводятся наблюдения за напряженностью и структурой транспортных потоков в часы «пик» в рабочие дни недели; при этом фиксируются также дорожные условия, характер застройки и озеленения.

Описание и обсуждение результатов

Новоалтайск, являясь крупным автотранспортным узлом Сибирского региона, включает в себя транспортные развязки дорог федерального значения. Природные особенности оказывают влияние на распределение загрязнения.

Проведённые расчеты показали, что загрязнение атмосферного воздуха, у дорог III категории, распространяется на расстояние 10 м от автодороги по окиси азота, составляет от 1,1 до 1,8 ПДК. Для автодороги I категории (Чуйский тракт) распространяется на 80 м от проезжей части, составляет от 5,8 до 1,2 ПДК. Загрязнение почв связано с накоплением свинца. Результаты расчетов содержания свинца в почвах показывают, что воздействие на почвенный покров превышает ПДК для дорог III категории в полосе 10 м от проезжей части и составляет от 2,9 до 4,5 ПДК. Для автодороги I категории (Чуйский тракт) составляет 11,8 ПДК  в 10-метровой полосе, 2,4 ПДК  в 20-метровой полосе и 1,4 ПДК  в 30-метровой полосе.

Анализ шумового загрязнения, выполненный по авторским данным, показал, что на дорогах III категории расчетный эквивалентный уровень звука составляет от 74 до 76 Дб. Для автодороги I категории (Чуйский тракт) составляет 89 Дб, что сильно превышает санитарные (55Дб) и допустимые (70Дб) нормы. Воздействие от данного уровня шума может приводить к появлению чувство раздражения, утомляемости, головной боли.

Накопленные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют о необходимости принятия ряда мер, ограничивающих поступление в природную среду нежелательных веществ, входящих в состав отработанных газов автотранспорта. В России, в ряде мест, уже запрещено применение этилированного бензина, проводятся работы по уменьшению токсичности выхлопных двигателей внутреннего сгорания, нормированию содержание свинца в выхлопе, переходу на электронное регулирование подаче бензина, применению газа и этилового спирта вместо бензина, по разработке новых антидетонационных присадок, не содержащих свинца, и прочее. Все это должно привести к снижению уровня загрязнения природной среды свинцом и другими токсическими веществами.

Для защиты почвенного покрова и атмосферы от автотранспортного загрязнения следует предусмотреть защитные зелёные насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке.

Устранение шумового загрязнения возможно при реализации следующих мероприятий:

– увеличение площади зеленых насаждений, особенно вдоль оживленных автомагистралей;– защита расстоянием – расположение защищаемого объекта (зданий и сооружений) на удалении от автодороги;

– регулирование упорядоченного движения грузовых и легковых машин на определенных автомагистралей;

– создание на дорогах шумозащитных экранов, зон.

Используемые источники
1. Атлас Алтайского края. 1978.
2. Голубев Г. Н. Основы геоэкологии, 2013.
3. Государственный доклад, 2015.
4. Загрязнение окружающей среды. 2013.
5. Климат Барнаула, 1984.
6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование, 2010.
7. Короновский Н.В. и др. Геоэкология, 2011.
8. Новоалтайск. 2015.
9. Реймерс Н.Ф. Природопользование, 1990.
10. Руководство по разработке карт шума улично-дорожной сети городов, 1980.
11. Стурман В.И. Экологическое картографирование, 2003.
12. Трофименко Ю.В. и др.Транспортное сооружение и окружающая среда, 2008.
13. Факторович А.А. Защита городов от транспортного шума. 1982.
14. Шишкин А.В. Природно-техногенные комплексы, 2006.
15. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий, 1997.
16. Шум: определение, нормативы, статистика.
17. ВСН 25-86.
18. МГСН 2.04-97.
19. СанПиН 42-128-4433-87.
Information about the project
Surname Name
Nevolin Alexandr
Project title
The impact of transport on the ecological state of the city (on the example of Novoaltaysk)
Summary of the project
The paper presents the results of the evaluation of pollution of atmospheric air and soils along the roads for the city of Novoaltaisk. On the basis of the calculations identified the main pollutants and the width of the zone of impact of traffic.
Keywords
Ecological condition of vehicles, pollution of atmosphere and soil, noise pollution.