Регистрация / Вход
Прислать материал

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Сведения об участнике
ФИО
Решко Людмила Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Резюме
В магистерской диссертации проведен теоретический анализ понятия профессиональной успешности педагога. Характеризуются критерии и факторы успешности педагогической деятельности. Раскрывается содержание основных моделей успеха, авторской модели успешности профессиональной деятельности педагогов. Определены психологические факторы, способствующие успешности профессиональной деятельности педагогов – мотивация профессиональной деятельности, мотивационные установки личности, представления об успехе. Разработаны рекомендации для руководителей образовательных организаций в области кадровой политики.
Ключевые слова
успех, модель успеха, педагогическая успешность, профессиональная успешность педагогов, педагогическая компетентность
Цели и задачи
Цель – исследование психологических факторов успешности профессиональной деятельности педагогов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Разработать критерии и процедуру измерения успешности педагогической деятельности.
3. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий решить проблему выявления психологических факторов педагогической успешности.
4. Провести анализ влияния психологических факторов на успешность в профессиональной деятельности педагогов.
5. Сформулировать выводы и выработать практические рекомендации по результатам исследования.
Введение

В настоящее время экономическая ситуация в стране приводит к снижению социальной престижности педагогической профессии, что превращает проблему психологических факторов успешности педагога в одну из важнейших проблем российского образования.

Педагогическая успешность в различных исследованиях рассматривается в ключе таких понятий как педагогическое мастерство, профессионализм, педагогическая компетентность, которые не затрагивают личностные и социальные аспекты достижения профессиональных успехов.

Проблема исследования связана с отсутствием единого подхода к определению сущности педагогической успешности, ее критериев, а также психологических факторов, влияющих на успех профессиональной деятельности педагога.

Методы и материалы

 

Методы исследования:

1. Теоретический анализ работ и обобщение результатов исследования отечественных и зарубежных ученых, рассматривавших проблему психологических факторов успешности профессиональной деятельности педагогов.

2. Эмпирические методы исследования (тест, опрос).

3. Методы математической статистики (коэффициент корреляции X2-Пирсона, φ-критерий углового преобразования Фишера).

4. Методы качественной интерпретации данных.

Методики исследования:

  • методика определения педагогической компетентности (В. Д. Шадриков) и характеристик личности (в авторской модификации) учителей на основе экспертной оценки и самооценки;
  • авторская анкета для изучения представлений об успешности педагогов;
  • методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной;
  • методика изучения представлений об успехе (О. Ю. Клочкова);
  • мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. А. Реана).

Выбранные методы и методики исследования нашли свое обоснование в анализе известного диагностического аппарата, направленного на измерение особенностей психологических факторов профессиональной успешности педагогов. 

 

Описание и обсуждение результатов

Выводы:

1. В качестве критериев профессиональной успешности педагогов в соответствии с теоретической моделью исследования использовались показатели педагогической компетентности и такие личностные особенности как эмоциональная устойчивость, ценностные ориентации и субъективное ощущение успешности. По данным критериям были отобраны респонденты для дальнейшего исследования – успешные педагоги (30% от общей выборки), неуспешные педагоги (36% от общей выборки). Психологическими факторами педагогической успешности в эмпирическом исследовании были социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере личности, представления об успехе и мотивация в профессиональной сфере, которая являлась показателем удовлетворенности трудом (критерий личностной успешности).

2. Результаты исследования показали, что большая часть респондентов считают себя успешными педагогами и стремятся к успеху в профессиональной деятельности. В качестве факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, педагоги определяют профессиональные, социальные и личностные факторы, такие как педагогическая компетентность, образованность, размер заработной платы, коммуникабельность, самореализация и личностный рост, позитивное мышление. При этом в структуре педагогической успешности, по мнению респондентов, большое значение придается именно профессиональным факторам успешности – профессиональным знаниям, умениям, навыкам, уровню образования, умению ставить педагогические цели и решать профессиональные задачи.

3. Эмпирическое исследование показало, что мотивационные установки личности, представления педагогов об успехе, мотивация профессиональной деятельности коррелируют с педагогической успешностью:

  •  у успешных педагогов наблюдается ориентация на результат, данный показатель выше, чем у неуспешных учителей, которым свойственна ориентация на процесс;
  •  компромиссная модель успеха характеризует успешных работников, а аскетическая модель демонстрирует представления об успехе неуспешных педагогов;
  •  успешные учителя внутренне мотивированы на успех в большей степени, чем неуспешные, поскольку большее количество респондентов с внешней мотивацией выявлено именно в группе неуспешных педагогических сотрудников, таким образом, можно говорить о том, что внешняя или внутренняя мотивация, определяющая удовлетворенность трудом, может являться критерием педагогического успеха.
Используемые источники
1. Артамошина, Ю. В. Особенности представлений об успехе женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли [Текст] : дисс. … канд. псих. наук. : 19.00.05 / Ю. В. Артамошина. – М., 2008. – 266 с.
2. Введенский, В. Н. Основные аспекты рассмотрения педагогической профессии [Текст] / В. Н. Введенский // Учёные записки ЗабГУ. Серия : Педагогика и психология. – 2012. – №5. – С.23–32.
4. Дьяченко, Е. В. Психологическое содержание успешности педагогической деятельности: квалиметрический подход [Текст] / Е. В. Дьяченко // Научный диалог. – 2014. – № 3. – С. 7–16.
5. Ерофеева, Е. В. Факторы профессионально-педагогической успешности [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Ерофеева. – Саратов, 2001 – 208 c.
Information about the project
Surname Name
Reshko Lyudmila Sergeevna
Project title
Psychological factors of success of professional work of teachers
Summary of the project
The master's thesis a theoretical analysis of the concept of professional success teacher. Characterized criteria and factors of success of pedagogical activity. The content of the basic models of success, the author's model of success of professional work of teachers. Identified psychological factors that contribute to the success of professional work of teachers - motivation of professional activity, motivational orientations of the personality, ideas about success. The recommendations for the heads of educational organizations in the field of personnel policy.
Keywords
success, a model of success, the success of educational and professional success of teachers, pedagogical competence