Регистрация / Вход
Прислать материал

Воспитание семейных ценностей у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Сведения об участнике
ФИО
Кузнецова Екатерина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Воспитание семейных ценностей у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома
Резюме
Социальное благополучие любой страны, включаю Россию, можно определять качеством и крепостью семьи. Семья для ребенка была и остается единственной средой для полноценного и гармоничного развития. Снижение жизненного уровня и увеличение числа граждан, находящихся на грани или за чертой бедности в первую очередь ухудшили положение российской семьи. Нестабильная экономическая и политическая обстановка страны усложнила социальную ситуацию в обществе, а следствием этого стали значительные изменения внутри семейных отношений, что привело к появлению большого количества неблагополучных семей, что сказалось, несомненно, на детях. Кризис семьи способствовал росту детей-сирот.
Ключевые слова
семья, семейные ценности, семейное воспитание, семейные отношения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитание, детско-родительские отношения.
Цели и задачи
Цель: раскрыть теоретические основы и разработать рекомендации по воспитанию семейных ценностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность понятий «семья», «семейные ценности», «семейное воспитание», «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
2. Выявить особенности воспитания семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
3. Описать опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах.
4. Определить семейные ценности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Разработать рекомендации по обеспечение процесса семейного воспитания и воспитания семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
Введение

По данным статистики, 621 000 детей-сирот насчитывается в России и 50 000 родителей ежегодно лишаются родительских прав, а их дети попадают в детдома. А так же 44 000 детей имеют живых родителей, лишенных родительских прав из-за алкоголизма и наркомании. Поэтому очень важно в детских домах заниматься воспитанием  семейных ценностей, чтобы дети уже с раннего возраста понимали ценность семьи и умели себя реализовать после выпуска из  детского дома в жизни и в семье, которую они сами создадут. Придет время, когда в нашей стране большинство людей будут ценить семью, семейные ценности и тогда не останется детей-сирот и детей, без попечения родителей в условиях детского дома.

Методы и материалы

 Методы исследования:

- теоретические методы: анализ литературы по воспитанию семейных ценностей;

- эмпирические: метод наблюдения, метод анкетирования, анализ и обобщение результатов опыта, графическая обработка исследовательских данных, работа с документацией по изучению семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Описание и обсуждение результатов

 В целях выполнения задач и получения эмпирического материала, который позволил бы проверить выдвинутую гипотезу, а также для использования полученных данных в практической деятельности специалистов социальной работы и социальных педагогов было проведено эмпирическое исследование. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Областном государственном казённом образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко», цель которого – является изучение семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выявить, как происходит их воспитание в детском доме. Анкета проводилась анонимно (Приложение 1). Ответы будут использованы только для обработки и написания курсовой студенческой работы. Вопросы в анкете поставлены от легких к трудным. Разработанная нами анкета состоит из введения (вступительной части), где указано цель анкеты, где будут использованы данные анкеты и, как заполнять предложенную анкету. Далее анкета состоит из 3–х блоков.  Хотелось бы отметить, что для подростков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  участвующих в нашем анкетирование  семейные ценности стоят не на последнем месте в их взглядах на будущею семью и отношения в ней. Наиболее распространенным отношением к будущей семейной жизни является семья, как обеспечение поддержки в жизни (48%), а самой главной ценностью в семье, по мнению воспитанников, будет любовь и забота(88%). Во многих будущих семьях воспитанников преимущественно семейным праздником будет Новый год (49%) и дни рождения (34%). Среди вариантов проведения совместного отдыха в будущей семье самым распространенным стал вариант «каждый будет отдыхать сам по себе», следовательно, на это стоит уделять внимание при семейном воспитании, чтобы развивать такую семейную ценность, как общение друг с другом, так как это важная составляющая каждой семьи. Самыми главными качествами в будущем избраннике подростков, на которые они будут обращать внимание при создании семьи, будет любовь к себе (32%) и доверие (26%). Самой главной функцией семьи считается функция продолжения рода (45%). Вопрос воспитания семейных ценностей в детском доме является актуальным на сегодняшний день (100%). Тем самым можно сделать вывод, что главными семейными ценностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома, являются любовь, доверие, продолжение рода и воспитание детей, совместное времяпровождение, организация семейных праздников, хорошие взаимоотношения в семье, где все понимают и ценят друг друга и другие.

 

Используемые источники
Никитина, Н.Н. Педагогическое сопровождение семейной социализации подростков группы риска / Н.Н. Никитина, О.В. Панова. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 160 с. Прохорова, О.Г., Холостова, Е.И. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова // 2-е изд., перепаб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014. - 379 с. Сагалова, М.В., Семенова, А. В. Социально-психологические методы и приемы социализации и адаптации детей-сирот / М. В. Сагалова. - М.: ГОУ ЦППРК, - 2007. - 230 с. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с. Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Л.М. Шипицына. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144 с.



Information about the project
Surname Name
Kuznetsova Ekaterina
Project title
A nurturing family values among children - orphans and children left without parental care in the orphanage
Summary of the project
Social well-being of any country, include Russia, can determine the quality and strength of the family. The family is the child was and remains the only environment for full and harmonious development. The decline in living standards and an increase in the number of citizens living on the brink or below the poverty line in the first place has worsened the situation of the Russian family. Unstable economic and political situation of the country has complicated the social situation in the community, and this resulted in significant changes in family relationships that have led to the emergence of a large number of disadvantaged families that was affected, of course, on the children. The crisis of the family contributed to the growth of orphans.
Keywords
family, family values, family education, family relationships, children-orphans, children left without parental care, parenting, parent-child relationships.