Регистрация / Вход
Прислать материал

современные подходы к сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра

Сведения об участнике
ФИО
Дьякова Юлия Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
современные подходы к сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра
Резюме
Актуальность нашей проблемы заключается в применении АВА-терапии на практике, с использованием собственных методик для детей с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, может возникнуть вопрос, могут ли родители пользоваться методикой АВВ-терапии? Исходя из ее цели, это программа предназначена на понимание детей с РАС, на установление зрительного контакта с ними, на имитирование основных движений, действий с предметами, мелкие и точные движения, на выполнение определенных команд, узнавать людей. Так же хотелось отметить, что потребность в методических пособиях и руководствах по коррекции детского аутизма исключительно велика.
Ключевые слова
специальная психология, специальная педагогика, РАС, бихевиоризм
Цели и задачи
Цель проекта - на основе данных АВА-терапии разработать комплекс игр и упражнений, способствующих формированию поведенческих навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи проекта - 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности поведенческих навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать комплекс игр и упражнений, способствующих формированию поведенческих навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и методические рекомендации к их применению в работе с детьми.
Введение

 

 В настоящее время многих родителей, у которых есть ребенок с расстройствами аутистического спектра развития, интересует вопрос о вербальном и невербальном контакте с такими детьми. Как правило, с таким ребенком очень трудно найти зрительный контакт, не говоря о самом процессе общения и социализации его в общество. Такие дети живут в своем собственном мире, проявлением которого является стереотипия. Таким образом, в поисках методической и научной литературы, из многообразия разных подходов и терапий, нередко встречается бихевиориальная терапия, в которую входит АВА-терапия. 

Методы и материалы

  1. Анализ научной и методической работы по использованию АВА-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра;
  2. Анализ вербального поведения, который помогает мотивировать ребенка на начальном этапе приобретения новых навыков, а методы АВА в целом – как стимулирующую систему;
  3. Перед тем как начать обучение, необходимый подготовительный этап, включающий в себя беседу с родителями. Помочь понять, в чем заключается намерение (цель) поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра при попытке установить с ним контакт.
  4. Так же перед обучением необходимо первичное обследование. Как правило, психолого – педагогическое обследование затруднено, так как аутичные дети не вступают в контакт, проявляют негативизм к просьбам и требованиям взрослого
  5. Наблюдение. На что необходимо обратить внимание:
  • спонтанное поведение;
  • предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка;
  • общение с окружающими;
  • проблемы поведения;
  • навыки и умения.

        6. Обучение – выбор тех навыков, которые планируются формировать, или тех видов поведения, которые необходимо корректировать. Выбор навыков осуществляется на основании данных, полученных в ходе общения с родителями ребенка и диагностического наблюдения

 

Описание и обсуждение результатов

Реализация проекта предусматривает следующие результаты:

Научные:

  • Написание и публикация 3 статей по заявленной проблеме в научных и научно-практических изданиях.
  • Представление результатов исследования в виде выступлений и стендовых докладов на 3 научных конференциях Всероссийского и регионального уровня.

Практические:

  • Создание комплекса игр и упражнений, использование которых в сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра будет способствовать развитию поведенческих навыков у изучаемой категории детей;
  • Применение на практике разработанных методических материалов,  формирование навыков поведения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
  • Выступление на методических совещаниях в дошкольных образовательных учреждениях, и с целью информирования специалистов о возможностях и специфике использования современных приемов в развитии поведенческих навыков  детей с расстройствами аутистического спектра;
  • Проведение бесед и консультаций с родителями, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. 
Используемые источники
1. С.С. Морозова: «Основные аспекты использования АВА при аутизме», Москва 2013. – 363с.

2. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Avalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 4-е изд. / Роберт Шрамм ; пер. с англ. З. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. -208 с.

3. Е.А. Алявина, М.К. Бардышевская, Н.В. Бардышевский, Н.И. Григорьева, С.А. Морозов, С.С. Морозова, Н.И. Праведникова, Г.В. Шаврова. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу).
Information about the project
Surname Name
Yulia Dyakova
Project title
Modern approaches to support children with autism spectrum disorders
Summary of the project
Currently, many parents who have a child with autism spectrum disorders development, interested in the question of verbal and nonverbal contact with these children. As a rule, it is very difficult to find eye contact, not to mention the process of communication and socialization in his society. These children live in their own world, a manifestation of which is the stereotype. Thus, in a methodical search of the scientific literature and from a variety of different approaches and therapies often occurs biheviorialnaya therapy, which includes ABA therapy. The most complete definition of this program gave Cooper: "ABA - a science in which procedures derived from the principles of conduct, systematically applied to improve socially significant behavior to a large extent, as well as to demonstrate experimentally that changes in behavior occurred thanks to use the procedure "[1].
This therapy is not difficult to use, it has a clear, consistent procedures performed actions and its most important goal - social significance. What makes ABA therapy in demand for a wide range of problems. This area also has a well-developed experimental and practical base.
Keywords
special psychology, special education, PAC, behaviorism