Регистрация / Вход
Прислать материал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛЕКОТЕКИ

Сведения об участнике
ФИО
Сайфуллина Надежда Алексеевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛЕКОТЕКИ
Резюме
Были выявлены особенности нарушений произносительной стороны речи, механизм нарушения динамической стороны речи и симптоматика проявления дефектов респондентов старшего дошкольного возраста с сочетаннными нарушениями. Проведен анализ организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в условиях Лекотеки. Была разработана авторская система коррекции тяжелых речевых нарушений , интегрирующая музыкальные произведения в этапы логопедического воздействия. В ходе апробации данной системы была выявлена высокая эффективность предложенной методики по коррекции тяжелых речевых нарушений, подтвержденная результатами экспериментального исследования.
Ключевые слова
Дети с особыми образовательными потребностями, Лекотека, дети с сочетанными нарушениями развития, тяжелые нарушения речи, музыкальные произведения
Цели и задачи
Цель: разработка и апробация системы коррекции тяжелых нарушений речи у детей с сочетанными нарушениями с использованием музыкальных произведений в структуре логопедических занятий в условиях Лекотеки. Задачи : Изучить литературу по проблеме исследования особенностей развития речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и организации логопедической работы с ними;
2. Выявить уровень речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи и двигательной патологией , зачисленных в Лекотеку;
3. Разработать целостную систему и проверить эффективность применения музыки в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и двигательной патологией в условиях Лекотеки.
Введение

В настоящее время наблюдаетя острая проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающий социум, признания права лиц  данной категории на получение образовательных услуг наравне со здоровыми сверстниками Обучение и воспитание детей с сочетанными нарушениями представляют собой малоизученную и труднейшую проблему специальной психологии и коррекционной педагогики. В России только начинают появляться специальные службы обучения и воспитания  детей с  тяжелыми нарушениями в развитии, такие как "Лекотека". .  Но к сожалению, нет разработанных целостных программ обучения и воспитания для детей в условиях Лекотеки. Специалисты испытывают острый дефицит методического обеспечения коррекционного процесса.

Методы и материалы

Целью нашей  работы являлась разработка системы коррекции тяжелых нарушений речи с использованием музыкальных произведений в логопедической работе с детьми с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки. Мы  предположили, что подобрав музыкальные произведения в соответствии с возрастными психологическими индивидуальными особенностями ребенка сможем предложить авторскую методику.  Доказано, что использование музыки в коррекционно-педагогическом процессе может изменить анатомические структуры мозга, как это демонстрирует  функциональная магнитно-резонансная томография. Научным обоснованием применения музыкальных произведений в логопедической работе с детьми с сочетанными нарушениями является теория А.А. Ухтомского о способности мозга изменять свои ритмы в зависимости от навязываемого темпа воздействия раздражителей. 

В качестве опорных методологических оснований были избраны: положение об общих закономерностях развития ребенка в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, и др.); концепция системного подхода к анализу речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина и др.); учение Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Методы : 1)Логопедическая диагностика детей с ДЦП (Смирнова И.А.);2) Методика исследования состояния голоса (Филимонова В.И.)

Описание и обсуждение результатов

С целью изучения уровня речевого развития респондентов было проведено исследование. Выборку составили  воспитанники  «Детский сад № 12»,  структурное подразделение «Лекотека».  Респонденты  старшего дошкольного возраста с  ДЦП, интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми нарушениями речи. В ходе  исследования особенностей уровня развития динамической стороны речи, были выявлены патологические изменения акустических характеристик голоса. 

У 44% респондентов наблюдалось нарушение темпа речи, отмечались выраженные нарушения просодических компонентов речи. . Фраза формулировалась детьми  нечётко, смысловые ударения были расставлены беспорядочно.  У 55% респондентов была отмечена быстрая утомляемость голоса, у 33 % нерезко выраженная придыхательная охриплость к концу выполнения задания.Объем выполняемых  движений верхних и нижних конечностей был ограничен, имели место расстройства мимической мускулатуры в виде   выраженного  слюнотечения.  Низкий уровень развития фонематических процессов, выявленный у 44 % респондентов обусловлен сложностью первичного дефекта, сочетанного характера нарушений. Неудовлетворительные результаты состояния артикуляционной моторики обусловлены двигательной патологией респондентов, 66% показали средний уровень, а 22 % низкий уровень. 

На основании полученных результатов была разработана система коррекции тяжелых нарушений речи с использованием музыкальных произведений в логопедической работе с детьми с сочетанными нарушениями. коррекционного воздействия. Все занятия проводились в форме подгрупповой работы, что для детей данной категории необычно. В каждый этап логопедического воздействия были внедрены музыкальные композиции, которые обеспечивали ритмизацию выполнения заданий. Служили внешним стимулом для темпо-ритмической организации речи, координации артикуляционных движений, создавали положительную мотивацию на преодоление речевого негативизма.Система отражена в авторском учебно-методическом пособии «Использование музыки в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях Лекотеки», в котором приводятся конспекты занятий и мультимедийное сопровождение к ним. 

С целью изучения эффективности разработанной нами системой был проведен формирующий эксперимент, диагностический комплекс остался неизменным. Результаты формирующего эксперимента представлены на слайде. В целом результаты речевого развития существенно улучшились, стоит отметить радость родителей детей с сочетанными нарушениями ,появившуюся веру в ребенка, в достижение высоких результатов  коррекции речевых нарушений.Таким образом, были выявлены высокие результаты воспитанников в ходе коррекционной логопедической работы по преодолению тяжелых нарушений речи с применением разработанной системы коррекции речевых нарушений

Используемые источники
Baker, F. A. Modifying the melodic intonation therapy program for adults with severe non-fluentaphasia, Music Therapy Perspectives,2014, 18(2), 110–114
Bruijn, M., Zielman, T., & Hurkmans, J. Speech-music therapy for aphasia, SMTA. Friesland, The Netherlands: Revalidatie. 2012, 198-213
Cardillo GC. Relationships among prosodic sensitivity, musical processing, and phonological awareness in pre-readers. Speech Prosody: Campinas, ISCA Archive, 2015, 76-79
Edwards J: Can music therapy in medical contexts ever be evidencedbased?Music Therapy Today (online) 2014, 5:4 [http://www.musictherapyworld.net].
Fedorenko E, Patel A, Winawer J, Casasanto D, Gibson E. Structural integration in language and music: evidence for a shared system. Memory Cognition Res. 2009;37(1):1-9.
Information about the project
Surname Name
Sayfullina Nadezhda
Project title
THE USE OF MUSIC IN THE WORK OF A SPEECH THERAPIST WITH CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS UNDER CONDITIONS OF LEKOTEKA
Summary of the project
Were identified features of violations of pronunciation aspects of speech, the mechanism of violation of the dynamic aspects of speech and the symptomatology of the manifestation of the defects of the respondents of senior preschool age with sochetaniye violations. The analysis of the organizational and content aspects of speech therapy services to children in the context of Lekoteka. Was designed author correction system severe speech disorders , integrating the musical stages of speech therapy effects. During the testing of this system was the high efficiency of the proposed method for the correction of severe speech disorders, confirmed by the results of an experimental study
Keywords
Children with special educational needs, Lekoteka, children with combined developmental disorders, severe speech disorders, music