Регистрация / Вход
Прислать материал

Профессиональное самоопределение студентов института физической культуры

Сведения об участнике
ФИО
Куценко Глеб Александрович
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Профессиональное самоопределение студентов института физической культуры
Резюме
Работа посвящена особенностям выбора будущей профессии в сфере физической культуры и спорта студентами физкультурного вуза. В работе определены сходства и различия в профессиональных предпочтениях студентов различных курсов, обоснованы средства и методы осознанного отношения к профессии. Определяющим фактором в процессе профессионального самоопределения студентов на начальном этапе обучения в вузе выступает развитие мотивации, готовности к профессиональному самоопределению. Поддержка студентов в самоопределении должна быть постоянной осуществляемой на основе инновационных форм и методов.
Ключевые слова
Профессиональное самоопределение, потребности региона, осознанный выбор профессии, студенты института физической культуры
Цели и задачи
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование мотивации студента физкультурного вуза к осознанному выбору профессии в сфере ФК и С.
Задачи Исследования:
1. проанализировать научно – методическую и специальную литературу по изучаемой проблеме
2. изучить потребность в педагогических кадрах региона в сфере ФК и С
3. осуществить анализ трудоустройства выпускников ИФК
4. разработать средства и методы формирования осознанного отношения к профессии в сфере ФК и С.
Введение

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения определяется тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают значительное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и т.п.Ученые, выстраивая периодизации развития субъекта труда, по-разному определяют границы возраста, связанного с выбором профессии. Например, Е.А. Климов считает, что оптация соответствует периоду от 11-12 до 14-18 лет. А вот американский  автор Д. Сьюпер соотносит исследовательскую стадию, когда происходит проба своих сил в разных видах учебной и профессиональной деятельности, с периодом от 14 до 25 лет…

Методы и материалы

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы, документов деканата ИФК, документов статистической отчетности

2. Констатирующий эксперимент

3. Анкетирование

4. Тестирование

5. Математико – статистический анализ.

—

Описание и обсуждение результатов

Между тем, анализ трудоустройства выпускников ИФК ТюмГУ за исследуемый период времени не выявил подобной негативной тенденции.

Так, полученные данные позволили выявить основные тенденции в распределении выпускниковИФК 2005 г. по видам профессиональной деятельности (рис. 1).

 

          Рис.1. Трудоустройство выпускников ИФК 2005 года.

Результаты исследования трудоустройства выпускников ИФК 2005года, показали, что 61% выпускников работают тренерами в ДЮСШ и СДЮСШОР, 6% - учителямифизической культуры, 3%  -  спортивными менеджерами.

Среди  выпускников ИФК 10 % служат в рядах ВС, а  20 % -  работают в другой сфере.

Для изучения закономерностей распределения выпускников по видам профессий в сфере ФК и С аналогичное  исследование было проведено в 2015 году на базе ИФК ТюмГУ. 

Полученных данные, представленные на рисунке 2, свидетельствует о том, что 34% выпускников продолжили обучение в магистратуре ИФК, 24% выпускников работают в должности тренера в ДЮСШ и СДЮСШОР, 14% выпускников работают в должности инструктора по ФК, по 5% - учителем ФК и спортивным менеджером (соответственно).

Среди  выпускников ИФК 10% служат в рядах ВС, и лишь  5% выпускников ИФК работают в другой сфере.

 

Рис.2. Трудоустройство выпускников ИФК 2015 года.

В целом, исследование состояния рынка труда выпускников ИФК 2005 года показало, что только 80% из них пополнило трудовые ресурсы региона в сфере ФК и С.

Иная картина выявлена при анализе состояния рынка труда выпускников ИФК 2015 года.

Так, за прошедшее десятилетие следует отметить  положительную тенденцию, связанную с уменьшением количества выпускников ИФК, работающих в другой сфере.

Если в 2005 году деятельность в другой сфере осуществляли 20 % выпускников ИФК, то к 2015 году – количество выпускников ИФК, работающих в другой сфере, уменьшилось и составило лишь 5 %.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Решение проблемы профессионального самоопределения выпускников, (а следовательно, и пополнение высококвалифицированными кадрами трудовых ресурсов региона) заключается:

  • в поиске наиболее адекватных и эффективных способов и методов формирования осознанного отношения к профессии, включающих не только педагогические, но и профориентационные практики, встречи студентов с ветеранами ФК и С, помощь в организации и судействе соревнований по различным видам спорта,  проведение мастер-классов ведущими тренерами и спортсменами, посещение уроков лучших учителей ФК региона.
  • виндивидуальном подходе к проблеме трудоустройства выпускников физкультурного вуза. 
Используемые источники
1. Амирова Л. А. Развитие качеств мобильности личности на этапе допрофессиональной специализации / Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров. Уфа: Вагант, 2011. -194 с.
2. Белова, О. В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: Дисс….канд. псих.наук. - М., 2013.
3. Ведель О.С. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов на основе модели реализации гендерных особенностей // Сибирский педагогический журнал.- 2012. -№1.
4. Куценко, Г.А. Выбор вида будущей профессиональной деятельности у студентов ИФК с учетом гендерных различий /Г.А. Куценко; науч. рук. : В.В. Насонов// Здоровье нации - наша забота. - Тюмень, 2015. - С. 88-91.
20. Хорошун К. В. Поддержка студентов в личностно-профессиональном самоопределении в условиях информатизации образования [Текст] / К. В. Хорошун.
Information about the project
Surname Name
Kutsenko Gleb
Project title
PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE
Summary of the project
The article is focused on the special aspects of choosing a future profession in the field of physical training and sports (PT & S) by the students of the Institute of Physical Culture. The article identifies similarities and differences between the professional preferences of thestudents of different course years, and gives grounds to the methods and tools of conscious attitude towards profession.
Keywords
professional identity, students of the Institute of Physical Culture, a conscious attitude towards profession