Регистрация / Вход
Прислать материал

Проектирование информационно-программных средств для автоматизации процесса разработки образовательных программ высшего образования на основе процессного подхода

Сведения об участнике
ФИО
Горностаева Елена Игоревна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Проектирование информационно-программных средств для автоматизации процесса разработки образовательных программ высшего образования на основе процессного подхода
Резюме
В работе рассматривается проектирование информационно-программных средства для автоматизации процесса разработки образовательных программ высшего образования, которые позволят обеспечить совместную работу исполнителей в единой среде, сократить сроки согласования программ и повысить качество их исполнения. При проектировании использовался процессный подход жизненного цикла образовательной деятельности, ориентированной на электронное обучение в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход»
Ключевые слова
образовательная программа, процессный подход, электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда
Цели и задачи
Целью данной работы является обеспечение качества разработки основных образовательных программ высшего образования путем проектирования и последующей разработки информационно-программных средств для автоматизации данного процесса на основе одного из подходов к управлению деятельностью организации.
Задачами научно-исследовательской работы являются - анализ процесса разработки образовательных программ, исследование подходов к обеспечению качества реализации образовательных программ, концептуальное проектирование информационно-программных средств для автоматизации процесса разработки образовательных программ на основе процессного подхода.
Введение

В связи с необходимостью разработки образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов и ФГОС 3+  нового поколения актуальное значение приобретает создание информационно-программных средств для автоматизации этого важного процесса. 

В настоящее время на отечественном отсутствуют программные средства для автоматизации процесса разработки образовательных программ. Потребность в данном классе продуктов особенно актуальна для образовательных организаций, готовящих инженерные кадры для предприятий оборонно-промышленного комплекса и государственных ведомств, так как образовательные программы по этим направлениям требуют обязательной согласованности с работодателями по каждому разделу.

Методы и материалы

При проектировании информационно-программных средств для автоматизации процесса разработки образовательных программ высшего образования использовался процессный подход при декомпозиции процессов жизненного цикла образовательной деятельности, ориентированной на электронное обучение в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход», включающим следующие семь процессов: анализ потребностей, анализ структуры, концепцию/проект, разработку/изготовление, реализацию, процесс обучения, оценку/оптимизацию.

Описание и обсуждение результатов

Спроектированные информационно-программные средства для автоматизации процесса разработки образовательных программ высшего образования позволят обеспечить совместную работу исполнителей в единой среде, сократить сроки согласования программ и повысить качество их исполнения.

Внедрение процессного подхода завершается выработкой представ­ления о том, каким образом улучшить тот или иной процесс и провес­ти в жизнь данные улучшения. Необходимо постоянно искать возможности для снижения издержек и улучшения, что в конечном счете будет увеличивать цен­ность процессов для обучающихся и повышать качество реализации образовательных программ.

Для проектирования информационно программных средств выбрана платформа «1С: Предприятие 8.3», позволяющая создавать многокомпонентные документы и содержащая  шаблоны структуры объектов, такие как справочники и константы. Разработанные на платформе «1С:Предприятие 8.3» информационно-программные средства позволят учитывать все данные для разработки образовательных программ и предоставят возможность получения необходимой информации в удобной форме представления. При этом возможна интеграция с электронной информационно–образовательной среды электронного университета на основе платформы «1С:Предприятие 8.3».

Используемые источники
1. Техническое задание на обновление редакции ФГОС бакалавриата в связи с вступлением в силу Федерального закона №273-ФЗ
2. Попов Д.В., Левченко А.Н., Горностаева Е.И. Повышение качества образовательных услуг путем развития электронной информационно-образовательной среды // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2016. Выпуск № 1(14). С. 464–470.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
4. Позднеев Б.М., Сутягин М.В. Развитие международных стандартов по информационным технологиям в образовании, обучении и подготовке // Открытое образование. Научно-практический журнал. № 1 (108), 2015, С.4-11.
6. ISO/IEC 19796-1:2005 "Information technology - Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics - Part 1: General approach"
Information about the project
Surname Name
Gornostaeva Elena
Project title
Design information and software tools to automate the process of developing educational programs of higher education on the basis of the process approach
Summary of the project
The paper deals with the design information and software tools to automate the process of developing educational programs of higher education, which will enable artists to work together in a single environment, reduce programming time and increase coordination of their workmanship. In the design process approach used by the life cycle of educational activities focused on e-learning in accordance with the national standard GOST R 53625 (ISO / IEC 19796-1: 2005) "Information technology. Training, education and training. quality management, quality assurance and metrics. Part 1: General approach "
Keywords
educational program, process approach, e-learning, electronic information and educational environment