Регистрация / Вход
Прислать материал

Малые цветовые интервалы как художественно-стилистическая особенность русской пейзажной живописи 70-80-х годов XIX века на примере творчества И.И. Шишкина

Сведения об участнике
ФИО
Швец Мария Игоревна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ""Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица""
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Культурология
Тема
Малые цветовые интервалы как художественно-стилистическая особенность русской пейзажной живописи 70-80-х годов XIX века на примере творчества И.И. Шишкина
Резюме
И.И. Шишкин возводит малый цветовой интервал в основополагающий принцип колорита полотна, работая в пределах одного цветового тона. Шишкин стремится к точной передаче цветовой среды на живописное полотно. Художник прорабатывает все детальные и колористические подробности натуры и разрабатывает широчайшую гамму зеленых тонов. Многообразие оттенков достигается путем прибавления к основному (зеленому) тону различных цветных примесей и путем тончайшей работы с различными качествами цвета. В основе выразительности приема - тонкая игра валеров: взаимосвязь нюансов цвета, изменения, которым они подвергаются, и объединение едва уловимых различий тона в колористически ясную композицию.
Ключевые слова
Колористика, искусствоведение, живопись, цвет, пейзаж, Шишкин, русское искусство
Цели и задачи
Цель: Выявить и изучить специфику приема малых цветовых интервалов как художественно-стилистической особенности колорита на примере пейзажной живописи И.И. Шишкина 70-80-х гг. XIX века.
Задачи:
• Определить роль колорита в развитии европейской пейзажной традиции - основы создания русской пейзажной школы;
• Проследить особенности формирования русской пейзажной школы до середины XIX века;
• Выявить роль колорита в русских живописных пейзажах к 70-м годам XIX столетия;
• Дать определение понятию малых цветовых интервалов;
• Обозначить специфику использования приема малых цветовых интервалов в пейзажной живописи;
• Изучить основной принцип цветового строя живописных пейзажей И.И. Шишкина 70-80-х гг. XIX века.
Введение

Произведения русской пейзажной живописи 1870-80-х гг представляют особый интерес для исследований, связанных с вопросами колорита. В это десятилетие прослеживается активное использование приема малых цветовых интервалов в творчестве ряда выдающихся русских пейзажистов. Понятие малого цветового интервала - небольшого различия между одним или несколькими качествами цвета - известно европейским и отечественным исследователям цвета, однако художественная выразительность приема еще нуждается в теоритическом осмыслении. В проекте производится анализ колорита работ И.И. Шишкина, т.к. они иллюстрируют разработку малых цветовых интервалов в рамках цветового тона, который является отправной точкой для любого колористического анализа.

 

Методы и материалы

Методы: комплексный метод; стилистический анализ; герменевтический метод (позволяющий уточнить термины и понятия); сравнительно-исторический метод (позволил выявить общее и особенное в историческом развитии художественной жизни России); историко-типологический методы; персонологический метод (позволил выявить и охарактеризовать деятельность лиц, внесших наиболее весомый вклад художественную жизнь и изобразительное искусство России).

Материалы: Живопсиные произведения И.И. Шишкина; цаетовые схемы, составленные автором проекта, литература.

 

Описание и обсуждение результатов

Главным результатом исследования станет написание создание масштабной исследовательской работы, в которой будет освещаться художественная выразительность приема малого цветового интервала в творчестве других выдающихся отечественных пейзажистов: А.И. Куинджи и И.И. Левитана. Выбор художников обусловлен тем, что именно в их пейзажном творчестве прием малых цветовых интервалов используется систематически и возводится до принципа, на котором строится выразительность колорита всего произведения. Также планируется произвести анализ колорита живописных пейзажей Ф.А. Васильева как явления, предвосхитившего использования иследуемого нами приема в 1870-80-х гг.

Малый цветовой интервал попадает в сферу проблем как точных, так и гуманитарных наук. Ввиду междисциплинарного характера явления, перед исследователем открывается широкий спектр возможностей разработки данной темы. По той причине, что прием малого цветового интервала до сих пор не получил должного теоритического осмысления и искусствоведческого анализа, данное исследование могло бы использоваться в учебной, студенческой практике в качестве учебного пособия для колористов, искусствоведов, культурологов и живописцев. 

 

Используемые источники
Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. 300 с.,ил.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 212 с.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. 190 с.
Иттен И. Искусство цвета./ Пер. с нем. Л. Монахова. М.: Издатель Д.Аронов, 2013. 136 с
Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. 176 с.
Крамской И.Н. Письма. Т.II, Л.-М.: Изогиз, 1937. 210 с.
Лясковская О.А. Пленер в русской живописи XIX века. М.: Искусство, 1966. 189 с., ил.
Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.:ГТГ, 1952. 230 с.
Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Минск: Беларусь, 2005. 304 с.
Петрушевский Ф.Ф. Краски и живопись. СПб: типография М.М. Стасюлевича, 1891. 325 с.
Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1978. 325 с.
Information about the project
Surname Name
Shvets Maria
Project title
Small colour ranges as the artistic and stylistic features of Russian landscape painting of 1870-80's
Summary of the project
I.I. Shishkin makes small color ranges the basic principle of the painting's colour, working within the same hue. Shishkin approaches precise color on a painting. The artist is working on all the details and coloristic details of nature and develops the widest range of green tones. The variety of colors is achieved by the addition to the main (green) tone different colored impurities and by the finest work with different color properties. At the heart of the expressiveness of reception - a subtle play of hue: the relationship of color nuances, changes to which they are exposed, and the union of subtle differences in tone in a color a clear composition.
Keywords
Color, colour, painting, art history, colouring, landscape, russian art, Shishkin