Регистрация / Вход
Прислать материал

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

Сведения об участнике
ФИО
Юсупова Регина Батырхановна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
Резюме
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ЕГЭ.
Для этого были разработаны модель, дерево целей, технологическая карта внедрения результатов исследования, программа по снижению уровня ситуативной тревожности при подготовке к сдаче ЕГЭ у выпускников школ, которая состоит из тренингов, бесед, лекций и игр.
Ключевые слова
ситуативная тревожность, коррекция, старшеклассники, ЕГЭ, программа, результаты
Цели и задачи
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возрастные особенности ситуативной тревожности старшеклассников.
3. Дать теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ.
4. Проанализировать этапы, методы, методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результат констатирующего эксперимента.
6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента
8. Дать психолого-педагогические рекомендации по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ для учителей, родителей, учащихся.
9. Создать технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.
Введение

В последнее время интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резким изменением жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоционального напряжения, тревоги, тревожности.

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанная с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности.

На психологическом уровне тревожность прослеживается как напряжение, беспокойство, одиночества, невозможности принятия решения и так далее.

В этой связи острым становится вопрос изучения влияния сдачи ЕГЭ на тревожность учеников.

 

Методы и материалы

Методы исследования:

-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изученной проблеме, обобщение, метод целеполагания, моделирование;

-эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование, наблюдение, метод математической обработки эмпирических данных Т-критерий Вилкоксона.

В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики:

  • методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);
  • методика оценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;
  • методика «Шкала тревожности» О. Кондаша.
Описание и обсуждение результатов

В ходе исследования была проведена психодиагностика испытуемых по методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), методике оценки тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, методике «Шкала тревожности» О. Кондаша. Затем полученные результаты были обработаны. После проведения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ была проведена повторная диагностика.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова).

После проведения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ никто из испытуемых не имел очень высокий уровень тревожности.

Высокий уровень тревожности имел 1 человек (5%). Уровень тревожности снизился на 10% испытуемых.

Со средним уровнем с тенденцией к высокому уровню тревожности составило 3 человека (15%), то есть уровень тревожности снизился на 25% испытуемых.

Со средним уровнем с тенденцией к низкому уровню тревожности составило 11 человек (55%), уровень тревожности повысился на 25% испытуемых.

С низким уровнем тревожности 5 человек (25%), уровень тревожности повысился на 15% испытуемых.

Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

После проведения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ 17 человек (85%) с низким уровнем тревожности, уровень тревожности повысился на 65% испытуемых.

Co cрeдним урoвнeм трeвoжнocти 1 чeлoвeк (5%), тo ecть урoвeнь трeвoжнocти пoнизилcя нa 30%.

C выcoким урoвнeм трeвoжнocти 2 чeлoвeкa (10%), урoвeнь трeвoжнocти пoнизилcя нa 35%.

После проведения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ 17 человек (85%) с низким уровнем тревожности, уровень тревожности повысился на 65% испытуемых.

Co cрeдним урoвнeм трeвoжнocти 1 чeлoвeк (5%), тo ecть урoвeнь трeвoжнocти пoнизилcя нa 30%.

C выcoким урoвнeм трeвoжнocти 2 чeлoвeкa (10%), урoвeнь трeвoжнocти пoнизилcя нa 35%.

Методика «Шкала тревожности» О. Кондаша.

После проведения программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ 1 человек (5%) был чрезмерно спокоен, уровень тревожности не изменился.

С уровнем норма 16 человек (80%), уровень тревожности повысился на 25% испытуемых.

С несколько повышенным уровнем тревожности 2 человека (10%), уровень тревожности снизился на 15%.

С очень высоким уровнем тревожности 1 человек (5%), уровень тревожности снизился на 10%.

Используемые источники
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Наука, 2012. – 542 с.
2. Буркова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95171.htm.
3. Грецов А. Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание. – М.: Питер, 2011. – 416 с.
4. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. – М.: КДУ, 2009. – 228 с.
5. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию. – М.: Проспект, 2009. – 538 с.
6. Юсупова Р. Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95112.htm.


Information about the project
Surname Name
Yusupova Regina
Project title
Psycho- pedagogical correction of situational anxiety high school students in preparation for the exam
Summary of the project
Psychological preparation of educational process involves the formation of a positive attitude to the exam, the resolution of the projected psychological difficulties, the formation and development of certain psychological knowledge and skills necessary for successful completion of the exam.
To this end, developed a model tree of goals, a flow chart of implementation of research results, the program is to reduce the level of situational anxiety in preparing to take the exam in graduate schools, which consists of workshops, discussions, lectures and games.
Keywords
situational anxiety , correction, high school students , exam, program results