Регистрация / Вход
Прислать материал

ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сведения об участнике
ФИО
Мартынова Маргарита Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Резюме
Исследование посвящено проблеме формирования бережного отношения к природе у детей 6-7 лет через проектную деятельность. Уточнена сущность понятия «бережное отношение к природе» применительно к детям старшего дошкольного возраста, даны условные характеристики проявления бережного отношения к природе у детей 6–7 лет. Экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей 6-7 лет, разработана и внедрена серия экологических проектов. Особое внимание уделяется проблеме приобщения родителей к формированию бережного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Ключевые слова
бережное отношение к природе, проектная деятельность, дети, педагоги, родители
Цели и задачи
Цель исследования: определить педагогические условия эффективного формирование бережного отношения к природе у детей 6–7 лет через проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить наиболее эффективные условия формирования у детей 6–7 лет бережного отношения к природе через проектную деятельность.
3. Разработать серию проектов по формированию бережного отношения к природе у детей 6–7 лет.
Введение

На современном этапе развития человеческого общества экологическая проблема стала глобальной. Если в ближайшее время человечество не изменит своего отношения к природным ценностям, то это может привести к его гибели. Поэтому важно с детских лет заложить основы бережного отношения к природе, так как в период дошкольного детства происходит становление личности и ее ценностной ориентации к окружающему миру. 

Научная новизна: уточнено понятие «бережное отношение к природе», определены условные характеристики проявления бережного отношения к природе у детей 6–7 лет, разработаны экологические проекты, экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей. 

Методы и материалы

Анкетирование педагогов. Нас интересовало: считают ли воспитатели проблему формирования бережного отношения к природе у детей актуальной; как понимают сущность понятия «бережное отношение к природе»; какие используют методы и формы работы с детьми по формированию у них бережного отношения к природе; сотрудничают ли с родителями по данной проблеме, с помощью каких форм; нуждаются ли в помощи специалистов, в методических по вопросам формирования бережного отношения к природе у дошкольников?

Анкетирование родителей. Нас интересовало: считают ли родители важным, формирование у ребенка основ бережного отношения к природе? как понимают понятие «бережное отношение к природе»; обучают ли своего ребенка правильному взаимодействию с природой, с помощь каких приемов; какую помощь оказывают им воспитатели по формированию у детей бережного отношения к природе; нуждаются ли в помощи педагогов по вопросам формирования у детей бережного отношения к природе.

С целью выявления уровней сформированности бережного отношения к природе у детей экспериментальной и контрольной групп проведены:

1) наблюдение за поведением и эмоциями детей на природе с целью выявления уровня взаимодействия детей с природными объектами;

2) индивидуальные беседы с целью определения отношения детей к природе.

3) решение проблемной ситуации: среди комнатных растений поставили горшок с геранью с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за растениями.

Описание и обсуждение результатов

Внедрена серия проектов:

1) «Покормите птиц зимой». Реализация проекта обогатила у детей представления о зимующих птицах, способствовала повышению интереса к жизни зимующих птиц; воспитанию заботливого отношения к птицам. С детьми изучали пословицы, поговорки, отгадывали загадки ; просматривали мультфильмы; играли в сюжетно-ролевые игры Магазин «Мотылек» по продаже корма для птиц; «Экскурсия в зимний лес», в дидактические игры: «Назови птицу», «Чей хвост, чья голова».

Продуктами проекта стали выставка рисунков «Домик для птички» и совместная с родителями организация «Птичьего кафе» на территории детского сада.

2) «Такой разный лук» направлен на развитие интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, расширение знаний о пользе лука, условиях роста растения, а также на получение практических навыков по уходу за луком. Проект состоял из 5 опытов.

3) «Чистая планета». С детьми проведены беседы «Мусор Земле не к лицу», «Отходы в доходы», «Переработка мусора»; дидактические игры «Сортировка мусора», лото «Из чего сделан предмет?» с целью выработки у них знаний и навыков рациональной утилизации мусора. Был организованы трудовой десант «Проделки Мусорной королевы», проведен эксперимент «Учимся правильно выбрасывать мусор».

Заключительным мероприятием стал КВН «Чистая планета», в котором активное участие приняли родители.

4) «Мир вокруг нас» направлен на формирование у детей представлений о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Для родителей была разработана серия бесед-консультаций с практическими рекомендациями: «Не причиняя вреда природе», «Пусть цветут травы!», «Крылатые доктора» и др.

С воспитателями проведена консультация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»; разработаны паспорта проектов, серия проектов экологической направленности.

Получены следующие результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе: высокий уровень сформированности бережного отношения к природе увеличился на 40%. Уменьшилось количество детей условно отнесенных к среднему уровню с 40% до 32%. Значительно изменились показатели низкого уровня сформированности бережного отношения к природе у детей – с 40% до 8%.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: образовательная работа осуществляется более эффективно, если формирование бережного отношения к природе у детей 6-7 лет через проектную деятельность проводится систематически в различных видах детской деятельности; в пространстве жизнедеятельности детей создана экологическая среда, осуществляется содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы, идущей от детских потребностей; разработана и внедрена в образовательный процесс серия проектов по экологическому образованию детей, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. 

Используемые источники
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников для занятий с детьми 5-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез – 2014. – 64с.
2. Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова. – М.: Изд-во Цветной мир, 2012. – 144 с.
3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2010. – 320 с.
4. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома/ С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 c.
5. Николаева С. Н. Юный эколог (3–7 лет). Парциальная программа. ФГОС / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез – 2016. – 112с.
6. Хромцова Т.Г. Правила поведения в природе для дошкольников / Т.Г. Хромцова. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
Information about the project
Surname Name
Martynova Margarita
Project title
THE FORMATION OF CAREFUL ATTITUDE TO NATURE IN CHILDREN 6-7 YEARS THROUGH PROJECT ACTIVITIES
Summary of the project
The study deals with the problem of forming of careful attitude to nature in children 6-7 years through project activities. Clarified the essence of the concept "respect for nature" for children of preschool age, were given the working characteristics of the manifestation of careful attitude to nature in children of 6-7 years. Experimentally tested pedagogical conditions of effective formation of careful attitude to nature in children of 6-7 years, has developed and implemented a series of environmental projects. Special attention is paid to the problem of introducing parents to the formation of careful attitude to nature in children of 6-7 years.
Keywords
respect for nature, project activities, children, teachers, parents