Регистрация / Вход
Прислать материал

Изучение младшими школьниками темы верности на примере образов святых Петра и Февронии Муромских

Сведения об участнике
ФИО
Сухарева Екатерина Михайловна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Изучение младшими школьниками темы верности на примере образов святых Петра и Февронии Муромских
Резюме
Одним из ключевых понятий нашего исследования выступает понятие верность, которое рассматривается нами не только как качество человека, но и как нравственное представление. Образцом верности служит история святых Петра и Февронии Муромских.Нами был разработан проект документально-методического комплекса «Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет», в основу которого были положены подходы: первый из них связан с тем, что основой изучения образов благоверных князя и княгини выступает текст жития, работа с которым требует учёта особенностей агиографического текста. Второй подход объясняется обращением к технологии исторического образования, разработанной Ю.Л. Троицким.
Ключевые слова
верность, нравственное представление, святые Петр и Феврония как образец верности, технология Троицкого, особенности агеографического текста
Цели и задачи
Цель исследования: на основе анализа технологии Ю.Л. Троицкого и жития Петра и Февронии Муромских разработать и апробировать документально-методический комплекс «Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет» для учащихся начальных классов
задачи:
1. Определить начальный уровень представления о верности у младших школьников;
2. Провести анализ исследований, раскрывающих тему верности в образах святых Петра и Февронии Муромских;
3. Рассмотреть особенности изучения агиографии, а также технологию исторического образования Ю.Л. Троицкого;
4. Разработать ДМК «Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет».
5. Провести занятия в рамках куса «Основы религиозной культуры и светской этики» с использованием рабочей тетради «Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет».
6. Провести итоговую диагностику
Введение

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования, принятая в 2015 г. определяет круг ценностных ориентиров. Стандарты определяют направления деятельности учебных заведений и собственно педагогов, при этом требуется наполнение их конкретным содержанием, реализуемым в определённых формах. По отношению к сфере духовно-нравственного воспитания эта тема остаётся менее проработанной. С одной стороны, существует запрос общества на освоение ценностных начал отечественной культуры подрастающим поколением. С другой стороны, образование, как одна из ведущих общественных сил, связанных с освоением ценностей, испытывает затруднение в организации процесса приобщения к ценностям. 

Методы и материалы

Методы исследования:

1. Психолого-педагогические характиристики нравственного представления (Р.С. Немов, Ю.В. Самойлова, И.Ф. Харламов, А.М. Новиков и др.).

2. Искусствоведческие исследования в области агиографии (С.С. Петрухин, Д.Б Терешкина и др.)

3. Теоретические положения инновационной технологии исторического образования Ю.Л. Троицкого.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

  • знакомство с литературой по проблеме исследования,
  • педагогическое наблюдение,
  • беседа,
  • организация изучения жития святых Петра и Февронии,
  • анализ творческих работ учащихся (мини-сочинения);
  • анализ диагностики  учащихся,
  • беседы с родителями,
  • педагогический эксперимент.

Материалы: литература, видео и фотоматериалы, записи учащихся, анкеты, диагностические материалы, протоколы бесед с родителями.

Описание и обсуждение результатов

Анализ начальной диагностики показал, что учащиеся 4-го класса имеют первоначальное представление о верности, при этом они затрудняются в выражении своего представления, не могут описать его словами, раскрыть богатство содержания данного качества. У учащихся есть проблемы с пониманием различных видов текста, однако в большинстве случаев они могут выделить некоторые аспекты исследуемого представления.

Мы разработали проект документально-методический компекс "Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет", в котором использована технология инновационного исторического образования Ю.Л. Троицкого с учётом особенностей работы с текстом жития (агиографический текст). Из данной технологии мы взяли идею работы с разнообразными видами текстов и осмысление их для того, чтобы выработать свою собственную версию явления, события или понимания героя. Особенностями агиографического текста являются чёткая каноническая структура, раскрытие героя с точки зрения святости. Также нужно помнить, что текст жития написан в другую эпоху, что подразумевает диалог культур автора и читающего.  По нашему мнению, организация занятий по изучению жития Петра и Февронии, основанная на взаимодействии младших школьников с разными типами текстов, отражающих ведущие качества святых, позволяет обогатить представление учащихся о верности.

Проект проводился в 4-ом классе "Гимназии "Новоскул". Класс был разбит на экспериментальную и контрольную группы. Реализация проекта в экспериментальной группе 4-го класса показала, что произошло  усложнение представления младших школьников  о верности, что показало сравнение вводного и заключительного задания. 

Судя по ответам учеников в экспериментальной группе на вопросы итоговой диагностики, можно сказать, что произошло такое изменение как усложнение представления о верности, что выразилось в том, что школьники предлагают развёрнутые характеристики своего представления о верности (в частности при рассказе о верности они использовали такие слова как "нравственность" и "добродетель").

Таким образом, анализ выполненных школьниками заданий итогового диагностирующего этапа исследования позволяет говорить, что у большинства учащихся экспериментальной группы произошло обогащение  представления о верности, в то время как у контрольной группы произошли незначительные изменения представления о верности.

Используемые источники
Ермолай Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских
Кирилл, патриарх. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне
Петрухин С.С. Характерные черты агиографии в литературе Киевской Руси
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
Троицкий Ю.Л. Инновационная технология исторического образования
Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории
Чудеса утешающей любви Божией в скорбях человеческих, произошедшее у мощей святых благоверных князя Петра и княгине Февронии Муромских чудотворцев
Немов Р.С. Словарь-справочник Психология в 2-х частях. Ч.2
Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий
Текст декларации, подписанный Патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском (12.02.16.)
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры
Information about the project
Surname Name
Sukhareva Ekaterina
Project title
The notion of faithfulness on the example of Saint Petr and Fevronia of Murom in Primary School
Summary of the project
One of the key notions of our research is faithfulness, which we regard not only as a human quality but also as a moral view. The sample of faithfulness is the story of Saint Petr and Fevronia of Murom.
We have worked out the project of the teaching materials set named “The True Love doesn’t burn in the fire and doesn’t drown in the water”, which is based on two main approaches. The first one offers to study the text describing the life of the Saints, the work on which requires taking into consideration the peculiarities of the hagiographic text. The second one is based on the historical education technology developed by U.L.Troitskiy.
Keywords
fidelity, moral performance, Saints Peter and Fevronia as an example of fidelity, technology of Troitskiy,