Регистрация / Вход
Прислать материал

Способы вербализации иронии в современном фантастическом романе (на материале романа А. Лайтмана «Mr G: A Novel About The Creation»)

Сведения об участнике
ФИО
Лещинская Наталья Вячеславовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Способы вербализации иронии в современном фантастическом романе (на материале романа А. Лайтмана «Mr G: A Novel About The Creation»)
Резюме
Работа посвящена исследованию концептуальной иронии в литературе постмодернизма и способам ее вербализации в художественном тексте на материале современного фантастического романа Алана Лайтмана «Mr g: а novel about the creation», модель мира в котором основана на неканоническом прочтении мифа и строится на соединении научного и религиозного дискурсов. Основными средствами реализации авторской иронии в тексте произведения являются: научная лексика, поэтонимы, окказиональное словообразование, а также такие стилистические средства, как метафора, эпитет, парадокс, перифраз.
Ключевые слова
Постмодернистский роман, концептуальная ирония, альтернативная мифология, языковая личность автора, способы вербализации иронии
Цели и задачи
Целью исследования является лингвостилистический анализ и систематизация языковых средств реализации концептуальной иронии в современном фантастическом романе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
 определена сущность концептуальной иронии в контексте постмодернизма;
 исследована жанровая специфика романа;
 рассмотрены способы переструктурирования библейского мифа в контексте романа;
 изучено влияние языковой личности автора на лингвостилистические особенности романа;
 выявлены и систематизированы лексические и стилистические средства реализации авторской иронии;
 изучены особенности авторского окказионального словообразования.
Введение

Ирония является актуальным предметом изучения в рамках множества дисциплин: ее рассматривают с позиций лингвостилистики, лингвориторики и коммуникативной прагматики. Актуальность данного исследования обусловлена возрастанием интереса к изучению концептуальной иронии в литературе постмодернизма и средствам ее вербального воплощения в тексте художественного произведения. Несмотря на то, что месту иронии в художественном тексте посвящено много работ как лингвистического, так и литературоведческого характера,  многие современные лингвисты отмечают недостаточность исследований концептуальной иронии, адекватная интерпретация которой  требует комплексного анализа как языковых, так и экстралингвистических средств ее реализации.

Методы и материалы

Материалом исследования послужил постмодернистский фантастический роман американского писателя Алана Лайтмана «Mr g: а novel about the creation». Выбор материала обусловлен его жанровой, тематической и идейной релевантностью.

Теоретической базой исследования послужили работы лингвистов, рассматривающих иронию как  особый способ восприятия окружающего мира и средство выражения авторской субъективно-оценочной модальности (С. И. Походня, Г. В. Орлова); как основополагающую черту языковой личности, продуцирующей иронический дискурс (З. А. Заврумов),  как текстообразующую категорию (Ю. М. Орлов, Ю. В. Каменская, Н. Н. Попкова и др.).

В работе применяется комплексная методика, включающая использование лингвостилистического, лингвокогнитивного, интертекстуального, интерпретационно-текстового и литературоведческого анализов.

Авторская ирония исследуется в контексте интертекстуального пространства авторского сверхтекста, доминантами которого являются литература, в частности мифология, и теоретическая физика. В работе предпринята попытка интерпретации иронического смысла романа «Mr g» с позиции литературоведения и лингвостилистики, с учетом особенностей языковой личности А. Лайтмана и специфики использования автором прецедентных единиц.

Описание и обсуждение результатов

Ирония занимает особое место в идейно-философской концепции постмодернизма, тяготеющего к ироническому восприятию окружающей действительности. Трансформируясь в прием сюжетостроения, ирония выходит за рамки стилистического приема и становится важнейшим элементом эстетической и литературно-художественной системы художественного произведения. Выявление и правильное декодирование концептуальной иронии невозможны без рассмотрения взаимодействия разных уровней текста и обращения к категории образа автора. 

Специфика романа Алана Лайтмана «Mr g: а novel about the creation» определяет целесообразность его исследования  в контексте изучения  концептуальной иронии. Роман является образцом «альтернативной мифологии», причем построение мифологического мира происходит на основе смешения научного и религиозного дискурсов. Это ведет к появлению иронического эффекта на жанровом и тематическом уровнях произведения, что является реализацией коммуникативно-прагматического намерения автора в целом. Такая авторская установка во многом определяется языковой личностью автора, для которой характерен синтез научного и образного мышления.

Концептуальная ирония на вербально-семантическом уровне романа реализуется, прежде всего, с помощью поэтонимов: имена главных персонажей являются аллюзиями на определенных религиозных или мифологических существ, но их образы резко отличаются от тех, к которым нас отсылает автор. Широкое использование научной терминологии и дискурсивных маркеров, характерных для организации научного текста, контрастирует с тематикой произведения, что является еще одним средством воплощения иронической модальности автора. Ирония реализуется и с помощью стилистических средств: метафор, персонификаций, эпитетов, перифразов, парадоксов. Особое место среди всех средств занимает окказиональное словообразование. В ходе исследования были выделены две группы авторских окказионализмов. Окказионализмы первой группы используются для иронической характеристики персонажей; абстрактные окказиональные образования второй группы передают авторскую иронию через намеренное онаучивание текста, придания ему искусственной глубины и важности.

Алан Лайтман, являясь иронической языковой личностью, подвергает ироническому переосмыслению и модифицированию универсальные ценности и традиционную мифологию, тем самым усиливая роль подтекста в создании иронии и заставляя читателя взглянуть на привычное мироустройство с необычной стороны.

Перспективным продолжением данного исследования может стать попытка перевода романа на русский язык. В этом случае исследование лексических и стилистических особенностей романа как средств реализации концептуальной иронии может служить начальным этапом предпереводческого анализа, необходимого для адекватного перевода произведения на русский язык. 

Используемые источники
1. Заврумов З. А. Ирония в художественном тексте: лингвостилистика или лингвориторика? // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №8.– С.219-226.
2. Орлов М. Ю. Текстообразующая ирония в русской и англоязычной прозе : дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: 10.02.19 / М. Ю. Орлов. – Саратов, 2005. – 169 с.
3. Петрова О.Г. Типы иронии в художественном тексте: концептуальная и контекстуальная ирония // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика . – 2011. – №3. – С. 25-30.
4. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму / В. О. Пигулевский. – Ростов-на-Дону.: Фолиант, 2002. – 418 с.
5. Романов В. А. , Осьмухина О. Ю. «Роман альтернативной мифологии» в контексте современного отечественного фэнтези // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.– 2014. –№2.– С.67-75.
6. Lightman, A. Mr g: a novel about the creation / A. Lightman. – Pantheon Books, 2012. – 224 p.
Information about the project
Surname Name
Leshchinskaya
Project title
The means of irony verbalization in the contemporary speculative fiction (on the material of Alan Lightman’s novel «Mr G: A Novel About The Creation»)
Summary of the project
The research is devoted to the study of conceptual irony in the postmodern literature and the means of its verbalization in the literary text on the material of Alan Lightman’s novel «Mr g: а novel about the creation», the world model in which is based on the unconventional interpretation of the myth and is built on the synthesis of the religious and scientific discourses. Conceptual irony in the studied text is verbalized in scientific terms, poetonyms, occasional word-formation, and such stylistic devices as metaphor, epithet, paradox, and periphrasis.
Keywords
Postmodern novel, conceptual irony, alternative mythology, author’s linguistic personality, means of irony verbalization