Регистрация / Вход
Прислать материал

Гравитационная модель межрегиональной торговли России

Сведения об участнике
ФИО
Новикова Алина Сергеевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
Гравитационная модель межрегиональной торговли России
Резюме
На основе статистических данных по валовому региональному продукту и торговых потоках между российскими регионами построена гравитационная модель межрегиональной торговли России. С ее помощью получены следующие результаты:
1.Отсутствие у региона железнодорожного сообщения оказывает значимое (примерно в 2 раза) отрицательное влияние на размер торговли.
2.Регионы РФ существенно больше (отличие составляет около 1,5 раз) торгуют с регионами, имеющими общую границу.
3.Регионы РФ приближенно в 3 раза меньше импортируют товары из г. Москвы.
4.Наличие у региона границы с другим государством оказывает значимое (примерно в 1,5 раза) отрицательное влияние на размер торговли.
Ключевые слова
Гравитационная модель, межрегиональная торговля, пространственная экономика, регрессионный анализ.
Цели и задачи
Цель работы – оценить негативное влияние расстояний, которое среди прочего может усугубляться несовершенством транспортного сообщения и неэффективной региональной политикой в этой области. Задачи:
1. Рассмотреть методику оценки гравитационной модели;
2. Собрать данные и привести их к сопоставимому виду;
3. Оценить эластичность торговли по расстоянию на основе ввоза и вывоза;
4. Модифицировать модель, оценить влияние дополнительных факторов.
Введение

Для такой обширной страны, как Россия, особую важность приобретает не только международная, но и межрегиональная торговля, выступающая важнейшим фактором экономического роста, политической стабильности и территориальной целостности. Усиление взаимосвязанности регионов в целях увеличения межрегиональной торговли особенно актуально в условиях экономического кризиса и международных санкций. Объектом нашего исследования является межрегиональная торговля России. Оценим, в частности, негативное влияние расстояний, которое среди прочего может усугубляться несовершенством транспортного сообщения и неэффективной региональной политикой в этой области. 

Методы и материалы

Гравитационная модель представляет собой одну из наиболее значительных историй успеха в эмпирических экономических исследованиях и одну из наиболее любопытных междисциплинарных аналогий. Ян Тинберген в 1962 создал экономическую аналогию Закона всемирного тяготения Исаака Ньютона (1), гласящего, что две частицы материи тяготеют друг к другу с силой Fij, прямо пропорциональной произведению их масс Mi и Mj и обратно пропорциональной квадрату расстояния Dij между ними:

\(F_{ij} = G{{M_iM_j} \over D_{ij}},\)                                                                                                                  (1)

Применительно к торговле величина экспорта страны должна зависеть положительно от ее ВВП, ибо производством определяется предложение товаров на экспорт, ВВП импортирующей страны, поскольку он определяет емкость рынка и спрос на импорт, и отрицательно от транспортных издержек на перевозку товаров, которые тем больше, чем больше расстояние между странами. 

К настоящему моменту гравитационные модели международной торговли вошли в экономический мэйнстрим, по данной тематике написаны десятки теоретических и эмпирических статей. В частности, они учитывают неоднородность фирм по производительности, объясняют нулевую торговлю ряда стран и асимметричные торговые потоки, исследуют влияние иных факторов, таких как общность языка, наличие общей границы, принадлежность к одному торговому блоку. В то же время, внутристрановые эмпирические исследования по межрегиональной торговле, в том числе по России, практически не проводились. 

Описание и обсуждение результатов

Используем гравитационную модель применительно к межрегиональной торговле Иркутской области. Проведем идентификацию модели. С помощью МНК получим следующее уравнение регрессии:

\(ln F_{ij} = {-6,70+1,14lnM_i+0,90lnM_j-1,44lnD_{ij}} \)                                (2)

Модель показывает высокую значимость (в том числе при уровне значимости a = 0,001.

На основе построенного по модели прогноза удалось выявить, что, несмотря на его высокую точность, часть регионов имеет существенные отклонения моделируемого экспорта от фактического. При этом отклонения не являются случайными, и можно обнаружить следующую закономерность: большая часть регионов с избыточной торговлей имеют общую границу, а большую часть регионов с недостаточной торговлей можно поделить на несколько групп, это регионы без железнодорожного сообщения, регионы, имеющие общую границу с другим государством. Также нами была отмечена большая недоторговля у регионов, импортирующих товары из Москвы. Модифицируем базовую модель с помощью дамми-переменных с учетом замеченных неслучайных отклонений.

Введем дамми-переменную \(d_{ij}\)для регионов без железной дороги, придадим таким регионам единичные значения; введем переменную \(w_{ij}\), равную единице, для регионов имеющих общую границу; введем переменную \(f_{ij}\), равную единице для тех торговых потоков, где Москва выступает в качестве экспортера; введем переменную \(l_{ij} \), равную единице, если регион имеет границу с другим государством

После всех проведенных модификаций было получено итоговое уравнение регрессии.

\(lnF_{ij}=-5,90+1,09lnM_i+0,84lnM_j-1,31lnD_{ij}-0,83d_{ij}+0,45w_{ij}-1,21f_{ij}-0,39l_{ij} \)        (3)

Все регрессоры значимы при уровне значимости a = 0,01. 

Результатом проведенного исследования является построенный и оцененный набор моделей (в частности, гравитационной в лог-линейной форме), в которых оценивается и прогнозируется межрегиональная торговля России.

Полученные уравнения  позволяют сказать, что:

1.Размер региона-экспортера значимо положительно влияет на объемы торговли. Эластичность экспорта по размеру региона-экспортера приближенно равна 1.

2.Размер значимо региона-импортера положительно влияет на объемы торговли. Эластичность экспорта по размеру региона-импортера приближенно равна 0,9.

3.Расстояние значимо отрицательно влияет на размер торговли. Эластичность экспорта по расстоянию приближенно равна -1,3.

4.Отсутствие у региона железнодорожного сообщения оказывает значимое (примерно в 2 раза) отрицательное влияние на размер торговли.

5.Регионы РФ существенно больше (отличие составляет около 1,5 раз) торгуют с регионами, имеющими общую границу.

6.Регионы РФ приближенно в 3 раза меньше импортируют товары из г. Москвы.

7.Наличие у региона границы с другим государством оказывает значимое (примерно в 1,5 раза) отрицательное влияние на размер торговли.

Используемые источники
1. Combes P., Mayer Th., Thisse J. Economic Geography: the Integration of Regions and Nations. – Princeton: Princeton University Press. – 2008.
2. Ricardo D. On the principles of political economy and taxation. – Lon-don: John Murray. – 1817.
3. Ohlin B. Interregional and International Trade. – Cambridge: Harvard University Press. – 1968.
4. Dixit A., Stiglitz J. Monopolistic Competition and Optimum Product Diversity // American Economic Review. – 1977. – V. 67. – P. 297–308.
5. Krugman P. Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade // Journal of International Economics. – 1979. – V. 9. – P. 469–479.
6. Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and the Pattern of Trade // American Economic Review. – 1980. – V. 70. – P. 950–959.
7. Chamberlin E. The Theory of Monopolistic Competition. – Harvard University Press. – 1933.
Information about the project
Surname Name
Novikova Alina
Project title
The gravity model of interregional trade of Russia
Summary of the project
On the base of statistical data on gross regional products and trade flows between Russian regions the gravity model of interregional trade of Russia is proposed. The following results are obtained:
1. We arrive at the conclusions that the absence of railroad significantly negatively (about 2 times) impacts the trade flows.
2. Regions of the Russian Federation trade with the regions having a common border is significantly (about 1.5 times) greater.
3.Regions of the Russian Federation trade with Moscow is significantly (about 3 times) less.
4.Regions trade with the region having a border with another state is significantly (about 1,5 times) less.
Keywords
Gravity model, interregional trade, regression analysis, spatial economics.