Регистрация / Вход
Прислать материал

Диагностика произвольной регуляции памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Сведения об участнике
ФИО
Мамулькина Виолета Евгеньевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Диагностика произвольной регуляции памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Резюме
Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части и заключения. В работе поднимаются вопросы изучения произвольной регуляции памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также освещаются разработанные рекомендации и подобранные упражнения для развития произвольной регуляции памяти у младших школьников с ЗПР.
Ключевые слова
Память, произвольная регуляция, младшие школьники, ЗПР
Цели и задачи
Цель исследования: изучение произвольной регуляции памяти младших школьников с вторичной задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Анализ исследований, посвященных проблеме развития памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявление уровня развития и особенностей произвольной регуляции памяти учащихся ОГАОУ "Центр образования "Ступени".
3. Разработка рекомендаций по развитию произвольной памяти младших школьников в условиях индивидуального обучения.
Введение

 

Объект исследования: память младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности и уровень развития произвольной регуляции памяти учащихся 1-4 классов ОГАОУ "Центр образования "Ступени".

Практическая значимость работы заключается в выявлении уровня развития произвольной регуляции памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также в разработке рекомендаций, частичная апробация которых показала хорошие результаты.

Методы и материалы

С целью изучения уровня произвольной регуляции памяти у младших школьников с задержкой психического развития нами было проведено экспериментальное исследование на базе областного государственного автономного образовательного учреждения "Центр образования "Ступени" г. Биробиджана, в котором принимали участие 12 учащихся с вторичной задержкой психического развития 1-4 классов. Экспериментальная работа проводилась в индивидуальной форме.

Для изучения уровня развития произвольной регуляции памяти мы выбрали следующую методику предложенную Р.С. Немовым - "Тип памяти".

При выполнении методики "Тип памяти", детям поочередно предлагалось выполнить четыре задания:

1. Воспроизвести десять слов, напечатанных на карточка, после просмотра.

2. Воспроизвести десять слов, после предъявления на слух.

3. Воспроизвести десять слов, после предъявления на слух и прописывания в воздухе.

4. Воспроизвести десять слов, которые были предъявлены с опорой на зрительный, слуховой и моторный анализаторы.

Диагностический материал для проведения методик.

Методика «Тип памяти» Р.С. Немова

1 блок.

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2 блок.

ДЫМ

СОН

ШАР

ПУХ

ЗВОН

КУСТ

ЧАС

ЛЁД

НОЧЬ

ПЕНЬ.

3 блок.

Листок, шарф, стул, подъезд, карандаш, коробка, сумка, утюг, лёд, масло.

4 блок.

Кружка, мазь, провод, слон, лампа, ботинок, телефон, забор, куст, картина.

Бланк для проведения методики.

Методика "Тип памяти" Р.С. Немова

 

ФИО________________________________Класс__________

1 БЛОК

2 БЛОК

3 БЛОК

4 БЛОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание и обсуждение результатов

Наше исследование показало, что под произвольной памятью специалисты понимают особую (мнемическую) деятельность, специально направленную на запоминание какого-либо материала и связанную с использованием особых приемов или способов запоминания.

Задержка психического развития отрицательно влияет на развитие произвольной памяти у младших школьников. Отставание в развитии произвольной памяти проявляется в малом объеме запоминания, медленном нарастании продуктивности при повторных предъявлениях, повышенной тормозимости следов в результате интерференции со стороны побочных воздействий, нарушении порядка в воспроизведении, низкой избирательности (последняя выявляется при требованиях избирательного воспроизведения отдельных частей запечатленного материала), недоразвитии самоконтроля, слабой избирательности памяти.

Наблюдаются трудности в применении потенциально имеющихся у них приемов запоминания, например группировке материала по каким-либо признакам.

С целью изучения уровня развития произвольной регуляции памяти у младших школьников с задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальная работа подтвердила эффективность методики "Тип памяти" при изучении произвольной регуляции памяти младших школьников с задержкой психического развития при разных условиях предъявления стимульного материала.

Мы выявили, что чем больше анализаторов задействовано в процессе запоминания, тем успешнее оно будет.

Так, полученные данные свидетельствуют о том, что уровень развития произвольной регуляции памяти у младших школьников с задержкой психического развития находится на успешном и среднем уровнях. Младшие школьники затрудняются дословно воспроизводить материал, изменяют порядок слов при ответах, зачастую торопятся выполнить задание не дослушав до конца объяснение. Что свидетельствует о невысоком уровне произвольной регуляции памяти.

Разработанные нами рекомендации были частично апробированы в ходе собственной педагогической деятельности и получили высокую оценку специалистов ОГАОУ "Центр образования "Ступени".

Таким образом, цель и задачи нашего исследования выполнены.

Используемые источники
1. А.А. Реан. Психология детства. М., 2003.
2. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 2013. – 204 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
4. Дети с задержкой психического развития./Под ред. В.И. Клубовского М. ,"Педагогика" ,1984.
5. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у мл. школьников с пониженной обучаемостью. М. , 1971.
6. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М. , 1973 .
7. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой в развитии. Дефектология , №4, 1972.
8. Лутонян Н.Г.Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития. Дефектология , №3,1977. и др.
Information about the project
Surname Name
Mamulkina Violeta Evgenevna
Project title
Memory Diagnostics arbitrary regulation in primary school children with mental retardation
Summary of the project
Research work consists of an introduction, main body and conclusion. The work raises questions of studying arbitrary regulation of memory in school-age children with mental retardation. Also highlights the recommendations developed and selected exercises for the development of the regulation of voluntary memory in primary school children with mental retardation.
Keywords
Memory, arbitrary regulation, junior high school students, mental retardation