Регистрация / Вход
Прислать материал

ТЕОРИИ ОЦЕНКИ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сведения об участнике
ФИО
Садовникова Ольга Николаевна
Вуз
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
ТЕОРИИ ОЦЕНКИ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Резюме
В данной работе в эволюционном векторе выявляется содержание базовых работ в области теории оценки, выполненных в сфере семиотики, логики, лингвистики с точки зрения их значения для современной, антропологической когнитивно-дискурсивной парадигмы и становления аксиологически ориентированной лингвистики.
Ключевые слова
оценка, ценности, лингвоаксиология, дискурс, стратегия
Цели и задачи
Цель работы состоит в определении сущности основных подходов к оценке как объекту междисциплинарного исследования, а также выявлении актуальных направлений в аксиологической лингвистике.
Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
1. Определение содержания фундаментальных теоретических подходов к исследованию оценки;
2. Определение содержания теорий оценки в современной лингвистике.
3. Разработка понятия аксиологической стратегии как одного из ключевых понятий современной лингвоаксиологии.
Введение

Теория оценки в настоящее время генерируется в более общее трансдисциплинарное научное направление на стыке философии, лингвистики, семиотики, прагматики, психолингвистики – лингвоаксиологию. В связи с этим актуальным является обобщение накопленного опыта исследования оценки и выделения основных векторов развития лингвоаксиологии как одного из современных антропоцентрических направлений лингвистики.

Научная новизна исследования связана с установлением точек преемственности между фундаментальными теориями оценки и современной лингвоаксиологией, а также раскрытием понятия аксиологической стратегии, основанной на когнитивном механизме значимости предмета дискурсивизации.

Методы и материалы

Основными методологическими принципами исследования являются системность, историзм, антропоцентризм. При анализе объекта исследования используются методы интепретативного анализа, классификации, моделирования.  

Материалом исследования послужили положения теории оценки (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, А.А. Ивин, В.И. Шаховской), общей семиотики (Ч.С. Пирс и Ч.У.Моррис), теории модальностей (Ш. Балли), теории лингвоаксиологии, этносемиометрии, аттрактивности знака в коммунникации (Е.Ф. Серебренникова), теория дискурса как пространства, в котором устанавливается актуальная картина мира (Н.Д. Арутюнова, Н.Н. Казыдуб, Е.Ф. Серебренникова), теории аксиологических стратегий (Н.Н. Баранов).

В качестве языкового материала использованы тексты, представляющие дискурс экспертного сообщества представленные в научных статьях и публичных выступлениях: речь Д.А. Медведева http://government.ru, выступления премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна http://news.xinhuanet.com.

Описание и обсуждение результатов

Оценка как объект междисциплинарных антропологических исследований, имеет давнюю историю изучения и получила разработку в целом ряде работ, имеющих фундаментальный характер для дальнейшего развития лингвистики. В данной работе выявляется содержание базовых работ в области теории оценки, выполненных в сфере семиотики, логики, лингвистики, как в структурно-функциональной парадигме изучения, так и в современной, антропологической когнитивно-дискурсивной парадигме.

В структурно-функциональной лингвистике оценка рассматривается на уровне языка и на уровне речи. Первый случай связан с возможностью выявления в семантике слова идентификатора оценки. Оценка как факт языка имеет объективный характер, т.е. владение словами с оценочной семантикой присуще всем носителям языка.

Речевой уровень оценки связан с ее функциональными характеристиками. Согласно функциональному подходу, оценка играет чрезвычайно важную роль при непосредственной коммуникации, т.е. в речи, где затрагиваются интересы участников. Оценка как факт речи носит вариативный характер, который проявляется в конкретных речевых актах. В этом случае оценка в большей степени определяется субъективным фактором. Однако нельзя говорить об абсолютной субъективности речевой оценки, так как существующие в обществе нормы и правила в значительной степени определяют применение оценочных средств к различным типам объектов и явлений.

Из вышесказанного следует, что оценка это, прежде всего, языковое явление, специфика функционирования которого проявляется в индивидуальном выборе оценочных средств. Существование в языке целого ряда единиц, выражающих оценочную семантику, свидетельствует о важности исследования оценки, без учета которой многие языковые явления оказываются неполнозначными.

Современные исследования категории оценки выполняются в русле антропологической когнитивно-дискурсивной парадигмы. Особое внимание в них сосредоточено на исследовании феномена человека говорящего и, в связи с этим, на таких проблемах, как ценностная картина мира, механизмы реализации аксиологических стратегий, способы выражения определенных типов оценки, выделения глубинного оценочного измерения дискурса, ценностные параметры дискурса.

Рассмотренные нами положения теории оценки являются теоретической базой для исследования аксиологических стратегий в русле динамического подхода к языку, который предусматривает не столько описание и систематизацию средств оценки, сколько выявление реальной структуры реализации дискурса, которая будет основана на аксиологически определенном смысле-концепте. 

Используемые источники
1. Арутюнова Н Д. Язык и мир человека. - 1999. – 896 с.
2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М. 1955. – 416 с.
3. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) / Вопросы языкознания. 1989. № 3. С. 74-90.
4. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. – М. 2002. – 280 с.
5. Ивин А.А. Основания логики оценок. – М. 1970. – 229 с.
6. Карасик В.И. Аксиологическая лингвистика: концепты и дискурс / Германистика в России. Традиции и перспективы. – Новосиб., – 2004. – С. 28–32.
7. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов. -М., 2011. – 352 с.
8. Серебренникова Е.Ф. В поисках «глубинного уровня»: некоторые аспекты лингвистической аксиологической диагностики / Вестн. Ирк. гос. лингв. ун-та. 2012. №2 (19) –С. 6-11.
9. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. 1987. – 190 с.
Information about the project
Surname Name
Sadovnikova Olga
Project title
THE EVALUATION THEORIES AND MODERN LINGUOAXIOLOGY: CURRENT VECTORS OF RESEARCHS
Summary of the project
In the paper we tried to reveal evolutionary the contents of the basic works in the field of the evaluation theory in the sphere of semiotics, logics and linguistics. We tried to realize it from the point of view of their value for modern anthropological and cognitive-discursive paradigm and the formation of axiologically oriented linguistics.
Keywords
Keywords: evaluation, values, linguoaxiology, discourse, strategy