Регистрация / Вход
Прислать материал

Краеведческая работа в современной школе как условие патриотического воспитания

Сведения об участнике
ФИО
Мозговая Лариса Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Краеведческая работа в современной школе как условие патриотического воспитания
Резюме
В работе раскрывается актуальность патриотического воспитания молодежи; обосновывается необходимость организации процесса патриотического воспитания в школе; дается определения понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», выявлена роль краеведения в патриотическом воспитании школьников. Описан вклад автора в организацию патриотического воспитания в условиях краеведческой работы: разработка анкет для школьников, родителей, педагогов; разработка серии классных часов краеведческой направленности; методические рекомендации для педагогов по организации патриотического воспитания обучающихся в условиях краеведческой работы.
Ключевые слова
патриотизм, патриотическое воспитание, краеведение, краеведческая работа
Цели и задачи
Цель исследования – определить содержание, выявить эффективные формы и методы патриотического воспитания в условиях краеведческой работы в современной школе.

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, раскрыть с современных позиций подходы к пониманию патриотизма, патриотического воспитания.
2. Разработать серию классных часов на краеведческую тематику.
3. Разработать и подобрать анкеты для изучения состояния процесса патриотического воспитания в школе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся средствами краеведения.
Введение

Развитие российского общества ставит новые задачи в области воспитания молодежи, в свете которых повышается значимость патриотического воспитания. Важнейшее место в этой работе отводится школе, т.к. в период школьного возраста происходит формирование ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности, начинается процесс национально-культурной самоидентификации.

Эффективность патриотического воспитания во многом зависит от методов, форм и средств, которые используют педагоги. В связи с этим возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, патриотизма, национального самосознания [1].

Методы и материалы

Исследование осуществлялось с применением комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: контент-анализ (изучение содержания нормативной и педагогической документации по проблеме патриотического воспитания); понятийно-терминологический анализ (исследование и упорядочение терминологического аппарата проблемы, вычленение ключевых понятий: «патриотизм», «патриотическое воспитание», «краеведение»); теоретико-методологический анализ (изучение теоретического состояния проблемы патриотического воспитания в условиях краеведческой работы, степени ее разработанности); систематизация, обобщение, сравнение.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Описание и обсуждение результатов

На основе анализа литературы по рассматриваемой проблеме можно сделать следующие выводы.

1. Традиционно под патриотизмом понимают любовь к Родине, к Отечеству, к своему народу [2, с. 33]. Применительно к нашему исследованию патриотизм рассматриваем как нравственное чувство, которое присуще каждому человеку и является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как совокупностью ценностей, и проявляется в деятельности личности [3, с. 41].

2. Под патриотическим воспитанием школьников понимаем элемент целостной воспитательной системы школы, представляющей совокупность форм, методов, средств и основанный на использовании возможностей активной социообразовательной среды, результатом такого воспитания является наличие у воспитанников патриотических чувств, взглядов, убеждений [3, с. 41].

3. Одним из условий результативного патриотического воспитания является краеведческая работа. Под краеведением понимаем изучение края в совокупности явлений (общественно-политических, в области культуры, экономических и природных). Это мощный по эмоциональной насыщенности материал, предполагающий непосредственный контакт с людьми, причастными к истории нашей страны, области, города [4, с. 258].

Мы разработали:

– анкеты для школьников, их родителей с целью диагностики уровня патриотизма, а также для педагогов с целью совершенствования форм и способов реализации патриотического воспитания;

– классные часы, посвящённые изучению Малой Родины. Предложенные темы освещают основные аспекты в изучении Южного Урала;

– методические рекомендации для педагогов по организации патриотического воспитания обучающихся в условиях краеведческой работы.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 56 обучающихся 7 классов, 5 педагогов.

Результаты данного исследования реализовываются в образовательной процессе МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска», а также в ходе педагогической практики студентов факультета иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета в школах г. Челябинска. Обозначились перспективы развития исследования в этой области: изучение вопросов проектной деятельности школьников на краеведческую тематику.

Используемые источники
1. Деев, А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников [Электронный ресурс] / А.Л. Деев // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4 – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5937
2. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274 с.
3. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды [Текст]: монография / М.В. Циулина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 203 с.
4. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 252–259.
Information about the project
Surname Name
Mozgovaya Larisa
Project title
Regional studies in modern school as a requisite of Patriotic education
Summary of the project
The article shows the relevance of Patriotic education of youth; it proves the necessity of the arrangement of the Patriotic education process in school, gives the definition of the concepts "patriotism", "Patriotic education", reveals the role of regional studies in Patriotic education of students. It describes the author's contribution into the organization of Patriotic education in the matter of regional studies: working out questionnaires for students, parents and teachers; working out a number of extra classes on regional studies issue; methodical recommendations for teachers on the organization of Patriotic education of students in the matter of regional studies.
Keywords
Patriotism, Patriotic education, Regional studies