Регистрация / Вход
Прислать материал

Олимпийское образование современной молодежи

Сведения об участнике
ФИО
Сосуновский Вадим Сергеевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Олимпийское образование современной молодежи
Резюме
Показана возможность применения олимпийского образования для повышения нравственной и спортивной культуры личности подростков. В качестве главного средства методики олимпийского образования рассматриваются олимпийские уроки. Приводятся результаты положительного влияния олимпийского образования на формирование адекватной самооценки, физических качеств и теоретической подготовленности в процессе учебной и физкультурно-спортивной деятельности детей среднего школьного возраста в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря.
Ключевые слова
олимпийское образование; самооценка; физическая и теоретическая подготовленность, дети среднего школьного возраста; физкультурно-спортивная деятельность.
Цели и задачи
Цель исследования заключалась в разработке содержания Олимпийского образования детей 11 – 12 лет и проверке его эффективности в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря (ДООЛ).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблему развития Олимпийского образования в России и за рубежом на основе анализа научно-методической литературы;
2. Разработать содержание Олимпийского образования для детей среднего школьного возраста (11 – 12 лет);
3. Экспериментально апробировать в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря эффективность разработанной методики Олимпийского образования.
Введение

Физическая культура и спорт являются средством развития не только физических качеств, но и способствуют формированию духовной культуры человека.

Под Олимпийским образованием мы понимаем целостный процесс обучения, воспитания, оздоровления и развития личности школьников в ходе осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Целью Олимпийского образования является приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма.

Основы Олимпийского образования в России были заложены еще в 80-е годы 20 века Столяровым В.И., Контанистовым А.Т., но не нашли своей поддержки, т.к. олимпийские идеалы использовались там и тогда, где и когда главными в воспитании были идеалы коммунистические.

Методы и материалы

С письменного разрешения родителей в 2-х детских образовательно-оздоровительных лагерях г. Томска (ДООЛ «Лукоморье», «Солнышко») проводился педагогический эксперимент (2014 г.). Также олимпийские уроки проводились в 11-ти общеобразовательных и коррекционных учреждениях города Томска (МАОУ СОШ № 55, 56, 30, 14, 47, 45, 42, 24, 7, 39, гуманитарный лицей).

В исследовании принимали участие школьники 5-11 классов (11-17 лет) города Томска - 1436 человек.

Способами оценки функционального, эмоционального, психического и физического состояний организма школьников после внедрения «Олимпийских уроков» были выбраны аппаратные методики, а также анкетирование и тестирование. При помощи аппарата функциональной диагностики, выявлялись координационные и силовые показатели, проводилась контактная координациометрия и динамометрия на аппарате психофизиологического тестирования НС-Психотест (производитель «НЕЙРО-СОФТ», Россия, г. Иваново). Кроме того, исследование включало в себя тестирование их физической подготовленности и теоретической подготовленности в области физической культуры и спорта, а также уровень самооценки и уровень эмоциональной устойчивости. Продолжительность педагогического эксперимента составила 2 месяца, затем было проведено повторное тестирование.

Данные анализировались при помощи программы Statistica 8.0 фирмы Statsoft. Проводился корреляционный анализ и статистическая значимость результата.

Описание и обсуждение результатов

Особенности организации деятельности детей в экспериментальной группе, где была апробирована методика Олимпийского образования, заключались в том, что, кроме традиционных физкультурно-спортивных мероприятий, осуществляемых в летнем оздоровительном лагере, мы проводили и олимпийские уроки, цель которых заключалась в ознакомлении школьников с философией олимпизма, принципами Фэйр Плэй в спорте, создание педагогических ситуаций, направленных на приобретение школьниками опыта нравственного поведения в условиях физкультурно-спортивной, соревновательной деятельности, а также в повседневной жизни.

В результате исследования установлено, что Олимпийское образование способствовало положительному изменению у школьников следующих показателей: уровня адекватной самооценки и стабильной эмоциональной устойчивости, уровня знаний в области физической культуры, ценностных ориентаций, жизненной емкости легких, координациометрии, динамометрии, устойчивости внимания и оперативной памяти, зрительно-моторной реакции, концентрация внимания, психической устойчивости. Данное научное исследование показало свою перспективность и целесообразность для применения накопленных знаний в процессе физического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.

При более широком применении, олимпийское образование школьников позволит привлечь внимание к Олимпийскому движению и Олимпийским играм, что будет способствовать формированию положительного опыта России в деле воспитания, оздоровления и образования подрастающего поколения на основе актуализации ценностей спорта и физической культуры.

Организация учебно-тренировочного процесса с использованием результатов исследований может применяться педагогами и специалистами по физической культуре для гуманистического воспитания школьников и студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и прохождении курсов повышения квалификации педагогических и тренерских кадров. Результаты исследований внедрены в учебный процесс по физической культуре на кафедре физического воспитания Томского государственного университета, а также в общеобразовательные школы города Томска.

Разработанная автором методика поддержана Департаментом образования администрации г. Томска и МАУ «Информационно-методический центр» (Томск).

Новизна исследования определяется научным обоснованием содержания олимпийского образования школьников в детском оздоровительном лагере на основе комплексного использования средств физической культуры и спорта с учетом специфики обучаемого контингента. Выявлен межпредметный контекст олимпийского образования школьников, основанный на интеграции гуманитарных, естественно-математических и культурно-эстетических дисциплин.

Используемые источники
1. Сосуновский В.С. Принципы Фэйр Плэй в современном юношеском спорте / В.С. Сосуновский, А.И. Загревская // Университетский и Олимпийский спорт: две модели – одна цель?: сб. тезисов докладов конференции международной федерации студенческого спорта 14 – 17 июля 2013 год. Россия, Казань. – С. 289 – 291.
2. Габидуллина Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях / Г.Р. Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). – Стерлитамак, 2012. – С.4 – 28.
3. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В. И. Столяров, С.Ю. Баринов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – С. 366 – 370.
Information about the project
Surname Name
Sosunovsky Vadim
Project title
Olympic education of modern young people
Summary of the project
Presented to the possibility of using the Olympic education for increase the moral and sporting culture of personality by teenagers. The main means of methods of Olympic education are considered Olympic lessons. There is results a positive impact of the Olympic education on the formation of an adequate self-esteem, physical qualities and theoretical preparedness of in the process of training and sports activity of children of secondary school age in the conditions of children's educational and recreational the camp.
Keywords
Olympic education; self-assessment; physical and theoretical preparedness, children of middle school age; sports activity.