Регистрация / Вход
Прислать материал

Формы и виды обратной связи у студентов с различными социально-психологическими особенностями личности.

Сведения об участнике
ФИО
Попова Юлия Александровна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формы и виды обратной связи у студентов с различными социально-психологическими особенностями личности.
Резюме
Данная исследовательская работа направленна на изучение особенностей подачи межличностной обратной связи в ситуациях предконфликтного взаимодействия, а также на изучение взаимосвязи форм и видов обратной связи с социально-психологическими особенностями личности. Результаты исследования показали наличие значимых различий в использовании форм и видов обратной связи у студентов с различным уровнем центрации, локуса контроля и видом направленности личности в общении. Также были найдены значимые связи между частотой использования различных форм и видов обратной связи и видами направленности личности в общении.
Ключевые слова
обратная связь, центрация-децентрация, локус контроля, направленность личности в общении, напряженность, конфликтность.
Цели и задачи
Целью данной исследовательской работы является изучение форм и видов обратной связи у студентов с различными социально-психологическими особенностями личности.
Эмпирические задачи:
1. Выявить виды и формы используемой обратной связи.
2. Определить уровень центрации на себе или другом, уровень локуса контроля и вид направленности личности в общении.
3. Выявить оценки напряженности и конфликтности ситуаций взаимодействия.
4. Выявить различия в использовании форм и видов обратной связи у студентов с различным уровнем центрации и локуса контроля личности.
5. Выявить различия в использовании форм и видов обратной связи у студентов с различным видом направленности личности в общении.
6. Выявить наличие взаимосвязи между показателями частоты использования различных форм и видов обратной связи и видами направленности личности в общении.
Введение

 Каждый понимает, какое важное значение имеет общение в жизни человека. Ведь оно представляет собой процесс взаимодействия между людьми, посредством которого осуществляется передача информации. Одним из механизмов общения является обратная связь. Многие исследователи, такие как Петровская Л.А., 1982г.[4], Соловьева О.В., 1992г. [7], Бодалев А.А., 1994 г.[1], Рассел Т.,2002г.[5] и др. выявили  влияние форм и видов подачи обратной связи на результат общения. Также, известна взаимосвязь эффективности общения с различными социально-психологическими особенностями личности. Однако, нами не найдено исследований, направленных на изучение обратной связи в зависимости от уровня центрации, локуса контроля и направленности личности в общении.

Методы и материалы

Исследование было проведено с использованием следующих методик:

  1. Тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т. Шустровой [3].
  2. Методика определения уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) [3].
  3. Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко) [7].
  4. Созданная нами анкета, направленная на выявление видов и форм подачи обратной связи.

В разработанной нами анкете представлены 10 ситуаций предконфликтного взаимодействия. Основное содержание, которых составлено  в обвинительной форме, в форме Ты-высказываний. Испытуемым предлагалось ответить на данные высказывания, написав не менее трех предложений, а также оценить степень напряженности и конфликтности каждой ситуации по шкале от 1 до 10. Первичная обработка результатов нашей анкеты проводилась при помощи контент-анализа и интент-анализа. Нами были выделены следующие диагностические критерии: Я-высказывания и Ты-высказывания; наличие выражения чувств; модальность обратной связи: положительная, отрицательная; принятие ответственности на себя или перекладывание ее на других; стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.

При обработке результатов были использованы методы математической статистики: непараметрический U-критерий Манна — Уитни и корреляционный анализ по критерию Спирмена.

Описание и обсуждение результатов

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

  1. Для студентов с низкими оценками напряженности и конфликтности ситуаций взаимодействия более характерна подача положительной обратной связи, а также применение стратегии «приспособления». Лица с высокими оценками напряженности и конфликтности более склонны к использованию формы обратной связи «Ты-высказывания», подаче отрицательной обратной связи и применению стратегии «соперничество». То есть, лица с низкими оценками напряженности и конфликтности ориентированы на подачу конструктивных форм и видов обратной связи, ведущих к сглаживанию конфликтности ситуаций, а лица с высокими оценками склонны к подаче деструктивной обратной связи.
  2. Студенты со средним (гармоничным) уровнем центрации склонны к принятию ответственности на себя и подаче положительной обратной связи. Лица с низкой и высокой степенью центрации ориентированы в большей мере на перекладывание ответственности на других. Возможно, это объясняется тем, что лица с низким уровне центрации пассивны в отношении собственных целей и ориентированы на других, а лица с высоким - концентрируют внимание на себе и не способны занять позицию другого человека, и лишь гармоничный уровень центрации предполагает восприятие партнера по общению как равного себе [3]. Для респондентов с низким уровнем центрации характерно использование формы обратной связи «Ты-высказывания», что также объясняется ориентацией на интересы собеседника [3]. Для лиц с низким уровнем локуса контроля (экстернальность) характерно использование формы обратной связи «Я-высказывания», а для студентов с высоким уровнем локуса контроля (интернальность) – применение стратегии «сотрудничество».
  3. Для людей с диалогической направленностью более характерно выражение своих чувств и применение стратегии «компромисс», а для студентов с авторитарным видом направленности в общении - использование формы обратной связи «Я-высказывание», подача отрицательной обратной связи и применение стратегии «соперничество». Братченко С.Л. описывает лиц с диалогической направленностью личности в общении как людей ориентированных на равноправное общение и на взаимопонимание, возможно, поэтому они используют формы обратной связи, которые ведут к конструктивному взаимодействию в предконфликтной ситуации. Лиц авторитарной направленности он описывает как людей, ориентированных на доминирование в общении и нежелание понимать собеседника, возможно, поэтому они склонны использовать деструктивные формы и виды обратной связи [2].  Для людей с альтероцентрической направленностью личности в общении более характерно использование положительной обратной связи, а для лиц конформной направленности – применение стратегии «приспособление». Данные результаты также можно объяснить исследованиями Братченко С.Л.[2].

 

Используемые источники
1. Бодалев A.A. Психология межличностного общения. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С.- 256.
2. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. С. – 68.
3. Лабунская В.А., Менджеринская Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. - 288.
4. Петровская Л.А. Общение – компетентность - тренинг: избранные труды. – М.: Смысл, 2007. С.- 687.
5. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. СПб.: Питер, 2002. С. -176.
6. Рюмшина Л.И. УМК Психология манипуляции, Ростов-на-Дону, 2012. С. – 41.
7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С.- 109.
Information about the project
Surname Name
Yulia Popova
Project title
Forms and types of feedback at students with various socio-psychological features of personality.
Summary of the project
This research work is aimed at exploring the features of presentation of interpersonal feedback in situations of pre-conflict interaction and to study the relationship of forms and types of feedback with the socio-psychological features of personality. The results of research showed existence of significant distinctions in use of forms and types of feedback at students with various level of centration, a locus of control and a type of direction of the personality in communication. Also significant relationships between frequency of use of various forms and types of feedback and types of direction of the individual in communication found were.
Keywords
feedback, centration-decentration, locus of control, direction of the personality in communication, intensity, conflictness.