Регистрация / Вход
Прислать материал

От «Аз» до «Ижицы»: динамика повествования в романе Т. Толстой «Кысь»

Сведения об участнике
ФИО
Вайкум Любовь Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
От «Аз» до «Ижицы»: динамика повествования в романе Т. Толстой «Кысь»
Резюме
Роман Т. Толстой «Кысь» рассматривается с точки зрения наличия в нем повествовательной инстанции и выявления в нем нарративных дискурсов. Развитие личности повествователя трактуется параллельно развитию сюжета. Согласно семантике названию глав в статье проводится анализ образа главного героя и всего сюжета в целом. В результате исследования делается вывод, что вынесенные в заглавия старославянские буквы, значительно расширяют значение всего содержания произведения и помогают постичь его суть.
Ключевые слова
поэтика, нарратив, дискурс, нарратор, повествование, семантика заглавия.
Цели и задачи
Цель исследования - изучение романа Т. Толстой с точки зрения проявления в нем повествовательной инстанции и выявления в нем нарративных дискурсов, а также определение их значимости в общей структуре романа.
Цель предопределила постановку следующих задач, в том числе: - проанализировать структуру романа; - выявить повествовательные дискурсы в романе и рассмотреть их функционирование; - проанализировать нарративные стратегии и др.
Введение

Роман "Кысь" - сложное произведение особого жанра, с необычной манерой повествования и совершенно особенной нарративной структурой. Данные особенности текста и обусловили выбор романа «Кысь» в качестве объекта исследования.

С точки зрения присутствия в произведении повествовательной инстанции, произведение выделяется из творчества Толстой,  именно поэтика нарратива этого произведения обозначена в нашей работе как предмет исследования.

По сей день не было произведено комплексного нарратологического анализа романа Т. Толстой «Кысь», чем мы и аргументируем научную новизну нашего исследования. 

Методы и материалы

В работе реализуется нарратологический подход к тексту в рамках структурно-семантического метода. В отличие от описательных методик (классической и структурной) суть нарратологического подхода заключается в том, что текст рассматривается как многоуровневая система, и динамика действия определяется отношениями этих уровней.

 Методологической базой исследования являются труды западно-европейских ученых Ж. Деррида, В. Шмида, а также отечественных исследователей М.М. Бахтина, О. Фрейденбегр, Б.О. Кормана, В.И. Тюпы, Н.Д. Томарченко и т.д.

Понятийную базу исследования составляют следующие термины и определения: нарратология, нарративность, нарратор, поэтика, дискурс, структура.

Таким образом, опираясь на вышеуказанные методологическую базу и методологию исследования, роман Толстой «Кысь» рассматривается в нашей работе с точки зрения особенностей его структуры и сюжетно-повествовательных высказываний (дискурсов).

Описание и обсуждение результатов

В нарративной структуре романа нами выделяется несколько уровней:

1)      авторский дискурс, представленный в тексте в завуалированной, иносказательной форме;

2)      дискурс фиктивного нарратора (Бенедикта).

Помимо этого, на художественно-тематическом уровне выделяются следующие дискурсы:- фольклорный; - пушкинский; - советский, на жанрово-стилевом уровне: - сказовый, - притчевый.

Предлагаем подробнее рассмотреть вопрос о динамике повествования в романе.

«Кысь» – роман с многоуровневым содержанием, которое раскрывается не только посредством образов, но и посредством заглавия и логики наименования глав.

Очевидно, что взятая за основу наименования глав старославянская азбука несет дополнительную семантическую нагрузку в романе. В целом роман состоит из 33-х глав, что соответствует числу букв алфавита. Основной мотив романа – постижение главным героем Бенедиктом «жизненной азбуки», которую вместе с ним постигает и читатель. Семантика названия каждой главы по названию очередной буквы алфавита отражает суть содержания данного отрывка повествования и символизирует этап духовного и морального развития, на котором находится Бенедикт. В предлагаемой статье рассматривается несколько наиболее важных моментов, которые проходит главный герой на пути своего развития, обозначенных одной из букв славянской азбуки в названии соответствующих глав.

Вынесенные в заглавия старославянские буквы, значительно расширяют значение всего содержания произведения и помогают постичь его суть и динамику развития главного героя. Содержащееся в азбуке послание можно представить не только как отражение авторского дискурса, но и руководство к действию, не только для героев романа, но и для всех читателей. 

Используемые источники
1. Григорьев. Ап. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grigoriew.net.ru/lib/sb/book/3488/page/2 (дата обращения: 26.03.2016).
2. Титаренко К. Тайна славянской азбуки. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kladina.narod.ru/titarenko/titarenko.htm (дата обращения: 26.03.2016).
3. Толстая Т. Н. Кысь. – М.: Эксмо, 2012. – 416 с.
Information about the project
Surname Name
Vaykum Lyubov
Project title
«A» to «Z»: Dynamics of the narrative in the T. Tolstaya's novel «Kys»
Summary of the project
T. Tolstaya's novel «Kys» is considered from the point of view of existence in it the narrative instance and identification the narrative discourses. Development of the personality of the narrator is interpreted in parallel with the development of the plot. According to the semantics of the chapter name in the article analyzes the image of the main character and the story as a whole. As a result of research the conclusion is drawn that the old Slavic letters which are taken out in titles, considerably expand value of all content of work and help to understand his essence.
Keywords
poetics, narrative, discourse, narrator, narration, semantics of the title