Регистрация / Вход
Прислать материал

Философские аспекты использования социальных сетей в обучении студентов первого курса

Сведения об участнике
ФИО
Егоров Николай Иванович
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Философские науки
Тема
Философские аспекты использования социальных сетей в обучении студентов первого курса
Резюме
Темой данного проекта является поиск возможностей использования социальных сетей в обучении студентов первого курса, а также философские аспекты, связанные с ним. Автором рассматриваются понятия индустриального, постиндустриального и информационного типов общества, роль человека в информационном обществе, преимущества и недостатки использования социальных сетей, а также различные варианты их применения в обучении студентов первого курса. Далее делаются выводы о перспективах использования социальных сетей, положительных и отрицательных сторонах их использования, информационном обществе и роли человека в нём.
Ключевые слова
индустриальное общество, постиндустриальное общество, информация, знания, информационное общество, социальная сеть, студент, преподаватель
Цели и задачи
Цель данного исследования заключается в рассмотрении философских аспектов взаимодействия общества с информацией и выявление основных способов использования социальных сетей в процессе обучения студентов первого курса. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности информационного общества и роли человека в нём;
2. Показать преимущества и недостатки использования социальных сетей;
3. Найти основные способы применения социальных сетей в обучении студентов первого курса.
Введение

В настоящее время система высшего образования претерпевает серьёзные изменения. Основная цель образования остаётся неизменной: подготовить высококвалифицированных специалистов, в которых будут заинтересованы различные международные компании и которые окажутся конкурентоспособными на рынке труда. Одним из способов внедрения современных достижений науки и техники в систему образования является использование социальных сетей в обучении студентов первого курса. Это связано с возрастанием их популярности среди молодёжи и тенденцией перехода от «живого» общения к «виртуальному». Использование социальных сетей имеет преимущества и недостатки, которые будут рассматриваться в данной работе.

Методы и материалы

Основным методом является анализ философской литературы по информационному обществу и роли человека в нём, а также по влиянию воздействия социальных сетей на личность. Сделан вывод о возможности использования социальных сетей в процессе обучения студентов первого курса и сформулированы различные способы применения данной технологии. Данный метод был использован в связи с тем, что общество, в котором мы живём, переживает глубокие изменения во всех сферах своей жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и духовной. Намечается тенденция перехода от постиндустриального к информационному типу общества. В связи с этим появилось множество научных трудов, которые и были проанализированы в ходе данного исследования. Рассмотрены понятия и характерные черты индустриального, постиндустриального, информационного типов общества, а также роль человека в информационном обществе. Далее рассматривались преимущества и недостатки применения социальных сетей. Полученные результаты позволили научно обосновать возможность их использования в обучении студентов первого курса, а также сформулировать способы их применения. Результаты  работы могут быть в дальнейшем полезны при внедрении высоких технологий в процесс обучения, а также при поиске новых методов обучения студентов первого курса с использованием социальных сетей.

Описание и обсуждение результатов

Исходя из преимуществ и недостатков использования социальных сетей, был сделан вывод, что существуют следующие варианты применения социальных сетей:

  1. Регистрация преподавателей вузов в социальных сетях и создание ими и студентами первого курса форумов для общения между собой. Это позволит студентам первого курса лучше узнать преподавателей и получить больше своевременной информации об изучаемом ими предмете.
  2. Создание преподавателями групп в социальных сетях, в которых будут выкладываться различные учебные материалы, тесты, интерактив и интересные факты, связанные с изучаемым предметом. Данные группы должны будут обновляться, когда будет пройден определённый объём материала. Это позволит студентам как повторить старый материал, так и лучше подготовиться к изучению нового материала, а также узнать то, что находится за «рамками» учебной программы.
  3. Организация преподавателями тренингов для студентов в социальных сетях. Это позволит преподавателям лучше узнать, насколько успешно студент (группа) усвоил(а) материал и что следует повторить или объяснить более подробно, а студентам станет понятно, насколько хорошо они усвоили материал, а над чем им следует дополнительно поработать.
  4. Добавление преподавателями видео своих лекций и семинаров для студентов, которые пропустили занятия по уважительной причине. Это позволит повысить успеваемость в студенческих группах, а также уменьшить отставание студентов. В свою очередь, студенты смогут ознакомиться с тем материалом, который они пропустили, и нагнать остальных. Единственный недостаток: для этого необходимо организовать съёмку, что не всегда представляется возможным.

Были сделаны следующие выводы:

  1. В современном обществе наблюдаются тенденции перехода от постиндустриального к информационному типу общества.
  2. В информационном обществе информация и знания становятся основой общества, и перед человеком стоит выбор: остаться самим собой и найти способ самореализации или сделаться легко манипулируемым и зависимым от получаемой информации.
  3. Использование социальных сетей имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами является возможность общаться с людьми по всему миру и получать необходимую информацию. К недостаткам относится постепенная замена «живого общения» «виртуальным» и сильная зависимость от людей, с которыми мы общаемся в них.
  4. Применение социальных сетей в процессе обучения студентов первого курса позволит повысить успеваемость студентов, поднимет уровень усвоения ими изученного материала, а также будет способствовать увеличению самостоятельности студентов в процессе обучения, окажет положительное влияние на их ответственность и сознательность. Данный подход повысит шансы первокурсников стать высококвалифицированными специалистами, способными использовать высокие технологии во благо общества и решать посредством них различные задачи.
Используемые источники
1. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
2. Даниелян Н.В. Информационное общество – сетевое общество – «общество знания». Учебно-методическое пособие по философии науки и техники для магистрантов и аспирантов. М., 2014.
3. Игнатьева И. Ф. Антропология техники: Человек как субъект мира техники: Монография. Екатеринбург, 1992.
4. Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. М., 2011.
5. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание. М., 2011.
6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
7. Чернец В., Базлова Т., Иванова Э. Влияние через социальные сети. М., 2010.
8. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
9. Bell D. The computer age: A twenty year view. Cambridge, 1979.
10. Masuda Y. The information society: as post-industrial society. Tokio, 1980.
Information about the project
Surname Name
Egorov Nikolay
Project title
Philosophical Aspects of Using Social Networks in Teaching the First-Year Students
Summary of the project
The theme of this research is the search of opportunities of using social networks in teaching the first-year students, and also philosophical aspects, connected with it. The conceptions of industrial, post-industrial and information types of society, the role of a human in the information society, advantages and disadvantages of using social networks, and also different variants of their usage in teaching the first-year students are discussed in the project. Then conclusions about perspectives of using social networks, positive and negative sides of their usage, information society and the role of a human in it are made.
Keywords
industrial society, post-industrial society, information, knowledge, information society, social network, student, professor