Регистрация / Вход
Прислать материал

Толерантные установки девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений

Сведения об участнике
ФИО
Пирогова Елена Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Толерантные установки девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений
Резюме
В исследовании раскрыты теоретические аспекты проблемы изучения толерантных установок подростков в сфере межнациональных отношений, осуществлена интерпретация результатов эмпирического исследования толерантных установок девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений, обозначены проблемы, связанные с интолерантными установками, а также пути их преодоления с использованием проектной деятельности.
Ключевые слова
этническая толерантность, толерантные установки, межнациональные отношения, подростки, проектная деятельность
Цели и задачи
Цель исследования: изучение различий в толерантных установках девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений.
Задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты проблемы изучения толерантных установок подростков в сфере межнациональных отношений;
2) осуществить эмпирическое исследование толерантных установок девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений.
Введение

Россия на протяжении веков была и остается многонациональной страной. Усилия по формированию отношений терпимости, уважения и мирного сосуществования людей разных культур всегда были приоритетной политикой государства.

В связи с нарастанием межэтнической напряженности вновь актуальным становится вопрос изучения толерантных установок подростков, так как данный период является наиболее сенситивным к формированию этнического самосознания. Изучение толерантных установок мальчиков и девочек в этом возрасте позволит получить необходимую информацию для организации целенаправленной работы по воспитанию гражданских качеств, привитию школьникам идей гуманизма, толерантности, ненасилия и уважения окружающих.

Методы и материалы

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы (опрос, тестирование), статистические методы (параметрический критерий Фишера). 

 На базе МОУ «СОШ № 37 им. маршала Советского Союза И.С. Конева» г. Вологды было проведено исследование. В нем приняли участие 87 подростков, учащиеся седьмых  классов в возрасте 13-15 лет. Из них 42 девочки и 45 мальчиков.

Объект исследования: толерантные установки мальчиков и девочек подросткового возраста в сфере межнациональных отношений. 

Предмет исследования: различия в толерантных установках девочек и мальчиков подросткового возраста в сфере межнациональных отношений. 

Замер толерантных установок проводился при помощи двух методик:

1. «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений» (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук). Методика представляет собой тест из 12 вопросов с выбором ответа, касающихся межнациональной толерантности. 

2. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.Е. Кравцова, Л.А. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Опросник из 22 прямых и обратных утверждений предполагает оценку учащимся степени согласия/несогласия с каждым из них. Авторы выделяют три вида толерантности: этническую, социальную толерантность и толерантность как черту личности. В рамках данного исследования использованы результаты только по шкале этническая толерантность.

Описание и обсуждение результатов

В ходе обработки данных были сформулированы статистические гипотезы и получены следующие результаты:

  1. доля лиц, демонстрирующих толерантные установки, в группе девочек больше, чем в группе мальчиков;
  2. доля лиц с высоким уровнем толерантности в группе девочек больше, чем в группе мальчиков;
  3. доля лиц, демонстрирующих интолерантные установки, в группе мальчиков больше, чем в группе девочек;
  4. доля лиц с низким уровнем толерантности в группе мальчиков больше, чем в группе девочек.

Таким образом, результаты диагностики и статистического анализа позволяют сделать вывод о том, что девочки в подростковом возрасте демонстрируют более высокий уровень развития этнической толерантности и сформированности толерантных установок по сравнению с мальчиками того же возраста. Вследствие этого, они могут проявлять терпимость, уважение, часто искренний интерес к представителям других этнических общностей, их поведению, традициям и верованиям. Девочки в большей степени, нежели мальчики, способны принять мировоззрение других наций и народностей при сохранении своей индивидуальности и самобытности.

Внимание следует обратить на мальчиков подросткового возраста, которые демонстрируют низкий уровень этнической толерантности и преобладание интолерантных установок. Такие подростки могут проявлять раздражение, открытую неприязнь, неуважение, нежелание сотрудничать с представителями других национальностей, вплоть до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Очевидно, что в этом направлении с ними требуется серьезная работа, так как сочетание интолерантных установок с возрастными особенностями и особенностями подростковой среды, такими как оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии и негативные стереотипы, вызывает объективные опасения распространения  идей расизма и национализма.

Проведенное нами исследование, обладает не только теоретической, но и практической значимостью. Полученные результаты не просто систематизируют информацию по проблеме толерантности и расширяют представления о толерантных установках подростков в сфере межнациональных отношений, они также могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в педагогической практике при осуществлении процессов обучения и воспитания, а также при организации общения и взаимодействия членов ученического коллектива. Полученная информация может стать основой для создания программ, направленных на формирование толерантных установок подростков в сфере межнациональных отношений, коррекции интолерантных установок и поведения.

Мы рекомендуем формировать этническую толерантность с использованием проектной деятельности, содержание которой подразумевает знакомство с культурами различных народов Российской Федерации и ближнего зарубежья, а проектные команды формировать из подростков, представляющих различные этносы.

Используемые источники
1. Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность [Текст] / А.Г. Асмолов // Семья и школа. – 2001. – № 11–12. – С. 32-48.
2. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]: офиц. сайт/ ЮНЕСКО. – Режим доступа: ru.unesco.org.
3. Лекторский, В.А. О толерантности [Текст] / В.А. Лекторский // Философские науки. – 1997. – № 3. – С. 14-18.
4. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш. – Мозырь, 2000. – С. 285.
5. Риэрдон, Б. Э. Толерантность – дорога к миру [Текст] / Б. Э. Риэрдон. – М., 2001. – С. 304.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2014. – С. 48.
7. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2001. – С. 460.
Information about the project
Surname Name
Pirogova Elena
Project title
Tolerant attitudes of male and female adolescents to the relations between people ofdifferent nations
Summary of the project
The research deals with the theoretical aspects of studying adolescents' attitude towards the relationships between people of different nations. We have interpreted the results of our empirical study of boys' and girls' attutudes and we highlight some issues related to their intolerant attitudes. In this paper some ways to overcome these intolerant attitudes with the help of project activities are demonstrated.
Keywords
ethnic tolerance, tolerant attitudes, relations between people of different nations, adolecents, project activity