Регистрация / Вход
Прислать материал

Творчество ОБЭРИУтов через призму иллюстраций Т.Н. Глебовой

Сведения об участнике
ФИО
Прудникова Людмила Игоревна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ""Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица""
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Творчество ОБЭРИУтов через призму иллюстраций Т.Н. Глебовой
Резюме
Творчество Т.Н. Глебовой начало наконец обретать заслуженную известность, что происходит во многом благодаря интересу зарубежной общественности к художникам советского авангарда, долгое время пребывавших в тени более известных представителей движения, в её случае — учителя, основателя группы МАИ, П.Н. Филонова. Художницу на фоне МАИ выделяют особый уровень доверия со стороны учителя и работа с ОБЭРИУ. Эта коллаборация примечательна своим содержанием — иллюстрированными произведениями для детей, живыми картинами, замысловатыми фильмами, и сутью — деятельностью поэтов–абсурдистов и художников–«мастеров аналитического метода» среди колоссальных историко–культурных сдвигов.
Ключевые слова
искусствоведение, МАИ, Глебова, Филонов, ОБЭРИУ, литература для детей, иллюстрация
Цели и задачи
Цель работы: анализ творчества поэтов ОБЭРИУ через призму иллюстраций Т.Н. Глебовой.

Задачи:
- исследовать историко–культурный контекст творчества художника;
- рассмотреть возможности передачи поэтического опыта при помощи изобразительных средств;
- соотнести текстовую составляющую произведения с её иллюстративным выражением;
выявить наслоение художественных особенностей творчества Т.Н. Глебовой, сложившихся к моменту сотворчества с ОБЭРИУтами, при работе над иллюстрациями их произведений.
Введение

Сегодня мы наблюдаем новый виток коллапса поэзии — результат растущего числа контактов. Поэзия — общение, сопереживание, единение с автором — к этому теперь человек практически не способен. Решение проблемы кроется в использовании визуального ряда: художник–иллюстратор способен стать проводником в мировосприятие поэта, — в современном мире, где стираются грани между иллюстративным и информативным изображением, это становится особенно актуальным. Изучение творчества художников, иллюстрировавших произведения не постфактум, а непосредственно участвуя в его создании, открывает бо́льшие возможности для анализа деятельности обеих сторон. Творчество Т.Н. Глебовой в данном контексте представляет особый интерес.

Методы и материалы

Историография творчества Глебовой исчерпывается упоминаниями в дневниках Филонова, Порет, Хармса, Друскина, собственными воспоминаниями, к примеру, в каталоге выставки её работ в Государственном Русском музее, составленном старшим научным сотрудником отдела рисунка и акварели XVIII–XX вв. Л.Н. Вострецовой; кратким очерком на портале «Дом в разрезе»; о детской иллюстрации — парой слов в статье британского писателя Ф. Пуллмана «Как детская книга процветала при Сталине».

Материалы исследования — иллюстрированные издания для детей.

Описание и обсуждение результатов

Многогранное творчество Татьяны Николаевны Глебовой являет нам как гениальность её учителя, Павла Николаевича Филонова, так и высокую ценность работ его самой преданной ученицы. Как показало исследование исторического и культурного контекстов творчества художницы, ей удавалось на фоне бесконечных пертурбаций СССР начала XX века развивать не только концепцию МАИ, но и формировать собственную, отражая её в творчестве. Татьяна Николаевна говорила, что интеллектуальная живопись, коей является живопись мастеров аналитического искусства, наконец дала ей базу для воплощения собственных запросов: не только цветовых, но даже музыкальных. Возможно, что своеобразным отражением этой музыкальности является её чувство композиции: изломы зигзагов задают особый ритм её работам. В мастерстве создания атомистической структуры Глебова вышла на новый уровень: на увеличенный уровень рассмотрения структурной единицы. Эти художественные особенности нашли отражение и в её творчестве в качестве иллюстратора, где она тоже выработала особую концепцию выполнения своей работы. В её иллюстрациях мы отмечаем, что возможности передачи поэтического опыта при помощи изобразительных средств не исчерпываются одним лишь изображением поэтических образов — призвание художника заключается в помощи читателю начать мыслить поэтическими категориями при созерцании действительности. Благодаря такому подходу, творчество Т.Н. Глебовой как художника–иллюстратора произведений для детей представляет особую ценность. После рассмотрения проиллюстрированных ею текстов, напрашивается вывод: вместе с ОБЭРИУ Глебовой удалось создать поистине дивный островок в мире советской детской литературы. Атмосферой бесконечного уважения к личностям, сопричастным её творческому развитию, проникнуты работы Татьяны Николаевны Глебовой, разнопланового художника ленинградского авангарда.

Используемые источники
Бердяев Н.А. Кризис искусства
Глебова Т.Н. Я буду расписывать райские чертоги. Выставка произведений. Каталог. Статьи. Воспоминания
Друскин Я.С. Чинари
Павел Филонов. Очевидец незримого
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика
Терещенко Е.В. Почему в современной России не популярна поэзия, или Ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире
Тиме Г.А. Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе XIX–XX веков
Филонов П. Дневник
Шкловский В.Б. Искусство как приём
Russian Art of the Avant–Garde. Theory and Criticism. 1902–1934 / ed. and trans. J.E. Bowlt
Information about the project
Surname Name
Prudnikova Ludmila
Project title
Work of OBERIU through the prizm of T.N. Glebova's illustration
Summary of the project
Work of T.N. Glebova has finally begun to gain the deserved fame that is largely thanks to the foreign public's the interest to the Soviet avant-garde artists who had long stood in the shadow of the more famous representatives of the movement, in her case — teacher, the founder of the group MAI, P. N. Filonov. The artist stands out of the MAI background due to the teacher's level of trust and work with the OBERIU. This collaboration is notable for its maintenance — illustrated works for children, paintings, intricate films, and essence — by absurdist poets and artists–"masters of analytical method" among the enormous historical and cultural shifts.
Keywords
art critisism, art history, Soviet art, MAI, OBERIU, Glebova, Filonov, children literature, illustration