Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование готовности будущего логопеда к проектной деятельности

Сведения об участнике
ФИО
Жаркова Юлия Валерьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование готовности будущего логопеда к проектной деятельности
Резюме
Данный проект посвящен исследованию готовности будущего логопеда к проектной деятельности и поиску эффективных средств ее формирования. В рамках проекта приведены результаты аналитического обзора психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была обоснована структура рассматриваемой готовности и выделены ее структурные компоненты, с целью грамотного подбора средств формирования готовности будущего логопеда к проектной деятельности в условиях обучения в вузе.
Ключевые слова
готовность, деятельность, проектная деятельность, формирование готовности, логопед
Цели и задачи
Цель проекта: обосновать, разработать и реализовать модель формирования готовности будущих логопедов к проектной деятельности.
Задачи: 1) осуществить теоретический анализ состояния проблемы формирования готовности будущих логопедов к проектной деятельности;
2) осуществить проектирование модели формирования готовности будущего логопеда к проектной деятельности;
3) разработать технологию формирования готовности будущего логопеда к проектной деятельности;
4) выявить и апробировать педагогические условия формирования готовности будущего логопеда к проектной деятельности;
5) определить уровни готовности будущих логопедов к проектной деятельности.
Введение

В условиях современного общества, где система педагогического образования претерпевает изменения в связи с процессами модернизации, становятся все более значимыми такие виды деятельности как научно-исследовательская и проектная. Вследствие этого к подготовке специалистов педагогического профиля в вузе предъявляются более высокие требования, так как осуществление указанных видов деятельности требует от профессионала сформированности особых качеств. Данные требования находят свое отражение в следующих нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной программе развития образования на 2016 – 2020 годы, а также в Профессиональном стандарте педагога-дефектолога.

Методы и материалы

В основу нашего исследования легли работы С. И. Архангельского, В. А. Вербицкого, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова, А. И. Пискунова, В. Г. Подзолкова, В. А. Сластенина, А. П. Тряпициной, Н. А. Шайденко и других авторов, в работах которых представлены теоретические основы высшего профессионального педагогического образования. Исследования П. И. Балабановой, Н. С. Бурлаковой, Г. М. Гаджиева, Д. К. Джонса, Е. С. Заир-Бек, Е. И. Исаева, В. М. Монахова и других, изучавших теорию проектирования, а также работы авторов, характеризующих особенности профессиональной деятельности учителя-логопеда: Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и т. д.

Одним из ключевых понятий нашего исследования является «проектная деятельность», которую мы рассматриваем в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Осуществление проектной деятельности требует сформированности определенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, что определяется готовностью к той или иной деятельности. Понятие «готовность» широко используется в психолого-педагогической литературе (Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович).

Также в нашем исследовании интерес представляет формирование готовности к профессиональной деятельности. Данная проблема привлекла внимание таких ученых как Е. В. Величко, М. И. Дьяченко, А. С. Зелко, Л. А. Кандыбович, Е. И. Мычко и т. д.

 

Описание и обсуждение результатов

Формирование готовности будущего логопеда к проектной деятельности осуществляется в соответствии со структурой готовности к проектной деятельности, которая представляет собой совокупность следующих компонентов.

Личностный компонент структуры готовности будущего логопеда к проектной деятельности включает в себя следующие составляющие характеристики: 1) мотивация, которая предполагает мотивированность студента – будущего логопеда на успешное осуществление проектной деятельности; 2) ценностные ориентации, как стремление к улучшению своей профессиональной среды, за счет преобразования действительности с помощью осуществления проектной деятельности; 3) достаточный волевой потенциал, необходимый для реализации проектов; 4) способность к саморазвитию по отношению к осуществляемой проектной деятельности.

Когнитивный компонент является совокупностью следующих составляющих: 1) метазнания – своего рода знания о путях и способах познания окружающей действительности, без чего невозможно ее преобразование за счет осуществления проектной деятельности; 2) способы познания окружающей действительности через сформированность развитых познавательных умений; 3) знания сущности проектной деятельности, позволяющие будущему логопеду грамотно осуществлять проектную деятельность и без которых ее реализация становится невозможной; 4) профессиональные знания, необходимые для осуществления проектной деятельности в соответствии со спецификой будущей профессии.

Деятельностный компонент готовности может быть охарактеризован через совокупность следующих составляющих характеристик: 1) проектировочные умения, наличие которых является необходимым условием успешного осуществления любого вида деятельности, в особенности проектной; 2) организаторские умения как совокупность практических приемов и способов организации проектной деятельности; 3) исполнительские умения, нацеленные на реализацию запланированной работы в рамках осуществления проектной деятельности; 4) оценочные умения, предполагающие оценку соответствия полученных результатов заданным целям и задачам. Данные составляющие характеристики идеально соотносятся с этапами осуществления проектной деятельности и являются необходимым условием ее успешности в каждом конкретном случае.

Таким образом, нами была раскрыта сущность готовности будущего логопеда к проектной деятельности, а также обоснованы и наполнены содержанием ее структурные компоненты (личностный, когнитивный, деятельностный). Наличие данных разработок открывает перед нами новые возможности для определения критериев оценки уровня готовности студента – будущего логопеда к данной деятельности, а в дальнейшем и для обоснования, разработки и реализации модели формирования рассматриваемой готовности.

Используемые источники
1. Евтушенко, И. В. К проблеме разработки профессионального стандарта «педагог-дефектолог» / И. В. Евтушенко, И. Ю. Левченко // Современные проблемы науки и образования. – 2015, № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20910
2. Марголис, А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 3. – С. 105–126.
3. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) : пособие для раб.образования, участвующих в инновационной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. :Эгвес, 2004. – 119 с.
Information about the project
Surname Name
Zharkova Julia
Project title
Formation of readiness of future speech therapist to project activities
Summary of the project
This project is devoted to investigation of readiness of future speech therapist to design activities and find effective means for its formation. In the framework of the project the results of the analytical review of psychological and pedagogical literature on the research problem. Was justified by the structure of readiness and highlighted its structural components, with the aim of competent selection of means of formation of readiness of future speech therapist to design activities in learning environments at the University.
Keywords
readiness activity project activities, formation of readiness, speech therapist