Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности кризисного профиля субъектов педагогического процесса на разных стадиях профессионализации

Сведения об участнике
ФИО
Журавлева Юлия Александровна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Особенности кризисного профиля субъектов педагогического процесса на разных стадиях профессионализации
Резюме
В научно-исследовательской работе представлены результаты эмпирического исследования «кризисного профиля» личности субъектов педагогического процесса на разных стадиях профессионализации. Выявлено и описано соотношение «кризисного профиля» личности субъекта педагогического процесса с его профессионализацией и нормативными кризисами, возникающими в контексте ее осуществления. Показано, что различные жизненные события по-разному влияют на «кризисный профиль» личности, определяя путь ее критической динамики.
Ключевые слова
Кризис, переживание кризиса, кризисный профиль личности, профессионализация.
Цели и задачи
Основной целью нашего исследования являлось выявление и описание «кризисных профилей» субъектов педагогического процесса на разных стадиях профессионализации. Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач:
1. Изучить основные концептуальные подходы к феноменологии кризисов в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить «кризисные профили» субъектов педагогического процесса, находящихся на разных стадиях профессионализации.
3. Выявить и описать особенности ситуационного пути переживания кризисов у субъектов педагогического процесса, находящихся на разных стадиях профессионализации.
4. Выявить взаимосвязь стадии профессионализации, нормативного профессионального кризиса, «кризисного профиля» личности субъектов педагогического процесса.
Введение

Современная система образования предъявляет повышенные требования к личностным и профессиональным качествам субъектов педагогической деятельности – воспитателям, учителям, преподавателям образовательных учреждений различных уровней. В этом плане педагогам необходимо обладать качествами, позволяющими им самим эффективно развиваться как субъектам профессиональной деятельности,  адаптироваться к условиям социальной неопределенности, уметь самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, кризисов, возникающих в профессиональной деятельности. В связи с этим, проблема изучения «кризисных профилей» субъектов педагогического процесса становится еще более актуальной.

 

Методы и материалы

В исследовании нами использовалась методика «Переживание кризиса личностью» (ППК), разработанная С.В. Духновским [2], достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в психолого-педагогических исследованиях [1, 3]. Основное назначение методики – выявление степени (глубины) переживания кризиса, «кризисного профиля» личности и его характеристик, определение прогноза дальнейшего развития обследованного. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям и задачам исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа и статистической обработки данных, сочетание количественного и качественного анализа.

В ходе исследования было обследовано две группы воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана и Курганской области, выборка составила 88 человек. Все обследованные лица женского пола в возрасте от 21 года до 56 лет, имеющие педагогический стаж от 0 до 38 лет.

Субъекты первой группы (43 человека) находятся «попадают» в зону нормативных профессиональных кризисов: а) кризис профессиональных ожиданий (стадия профессиональной адаптации), б) кризис профессионального роста (стадия первичной профессионализации).

Субъекты второй обследованной группы (45 человек) находятся в зоне нормативного профессионального кризиса – кризиса профессиональной карьеры (имеет место на стадии вторичной профессионализации).

Описание и обсуждение результатов

Эмпирические данные, полученные по методике «ППК» показали, что у субъектов первой группы выражен профиль «адаптация с благоприятным прогнозом», для которого характерны пониженный индекс ситуационного реагирования и умеренный показатель психологической устойчивости личности.

У обследованных воспитателей второй группы выражен профиль «конструктивное переживание кризиса с благоприятным прогнозом», характеризующийся средним индексом ситуационного реагирования и высоким показателем психологической устойчивости личности.

В ходе исследования,  нами были установлены события, которые переживали субъекты в течение последнего месяца перед обследованием. В частности соотношение событий происходящих в жизни обследованных с их «кризисным профилем» показало, что у воспитателей переживающих приятные события в жизни, преобладает профиль «психологическое здоровье с благоприятным прогнозом», тогда как у воспитателей, отмечающих в своей жизни отсутствие примечательных событий,  выявлен профиль «переживание кризиса с неопределенным прогнозом». Обследованные, в жизни, которых, происходили драматические события, характеризуются неблагоприятным «кризисным профилем» – у них выражено «деструктивное переживание острого кризиса с неблагоприятным прогнозом». Полученные данные говорят о наличии ситуационного пути критической динамики обуславливающего переживание резких, крутых переломов в профессиональной жизни обследованных.

Кроме того, полученные эмпирические данные показали наличие взаимосвязи «кризисного профиля» личности с педагогическим стажем, в частности:

– субъектам, находящимся в периоде нормативного «кризиса профессиональных ожиданий», на стадии профессиональной адаптации, присущ профиль «деструктивное переживание острого кризиса с неблагоприятным прогнозом»;

– субъектам, находящимся в периоде нормативного «кризиса профессионального роста», на стадии первичной профессионализации,  присущ профиль ««истощение с неопределенным прогнозом»;

– субъектам, находящимся в периоде нормативного «кризиса профессиональной карьеры», на стадии вторичной профессионализации,  присущ профиль «деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом». 

Таким образом, можно сделать заключение о том, что существует взаимосвязь между стадиями профессионализации, нормативными профессиональными кризисами и «кризисными профилями» личности субъектов педагогического процесса. Считаем, что своевременная диагностика «кризисного профиля» субъекта педагогического процесса позволит разработать соответствующие модели профилактики деструктивного переживания кризисов.

Используемые источники
1. Духновский С.В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2015. – Т.21, – № 2. – С. 30-35.
2. Духновский С.В. Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью»: руководство по применению. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 52 с.
3. Духновский С.В., Рахманский В. Л., Речкалова О. Л. Особенности социально-психологической системы интегральной индивидуальности педагога переживающего кризис // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». – 2015. – №6 (101). – С. 80-86.
Information about the project
Surname Name
Zhuravleva Julia Alexandrovna
Project title
Features of the crisis profile of personality of pedagogical process at different stages of professionalizing.
Summary of the project
In research work results of empirical research of «a crisis profile» of the personality of subjects of pedagogical process at different stages of professionalizing are provided. The ratio of «a crisis profile» of the identity of the subject of pedagogical process with its professionalizing and standard crises arising in the context of its implementation is revealed and described. It is shown that various vital events differently influence «a crisis profile» of the personality, determining a way of its critical dynamics.
Keywords
Crisis, crisis experience, crisis profile of the personality, professionalizing.