Регистрация / Вход
Прислать материал

Исследование конфликтоустойчивости студентов-первокурсников в личностно-ориентированной парадигме высшего образования

Сведения об участнике
ФИО
Былкина Татьяна Геннадьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Исследование конфликтоустойчивости студентов-первокурсников в личностно-ориентированной парадигме высшего образования
Резюме
Обоснована актуальность исследуемой проблемы, раскрываются особенности феноменов «конфликтоустойчивость» и «конфликтность». Большое внимание уделено характеристике данных эмпирического исследования. Оригинален подход к дифференциации аспекта влияния на конфликтоустойчивость студентов-первокурсников в личностно-ориентированной парадигме высшего образования. Материал имеет практическую значимость для студентов, педагогических работников и сотрудников психологической службы образования.
Ключевые слова
конфликтоустойчивость, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, бескомпромиссность, подозрительность.
Цели и задачи
Цель исследования: обосновать и охарактеризовать проявление конфликтоустойчивости студентов-первокурсников через призму личностно-ориентированной парадигмы высшего образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность личностно-ориентированной парадигмы высшего образования;
2) выделить теоретические основы исследования конфликтоустойчивости;
3) охарактеризовать проявление конфликтоустойчивости в контексте личностно-ориентированной парадигмы высшего образования;
4) обосновать эмпирическое исследование влияния личностно ориентированной технологии высшего образования на оптимизацию конфликтоустойчивости.
Введение

В процессе обучения в вузе возникает множество противоречивых ситуаций для конструктивного выхода из которых необходимо обладать конфликтоустойчивостью.Студенту необходимо преодолевать ложную дилемму в дихотомии «избегание-агрессия» по отношению к конфликту. Это возможно за счет приобретения умения преодолевать конфликт путем выработки у себя соответствующего личностного свойства.Возникает поле для постановки вопроса об оптимальном уровне конфликтоустойчивости.Непосредственно в связи с этим возрастает актуальность исследования конфликтоустойчивости студентов-первокурсников через призму личностно-ориентированной парадигмы образования.

Методы и материалы

Методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • экспериментальные методики изучения конфликтоустойчивости: «Определение уровня конфликтоустойчивости»; «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев). 
Описание и обсуждение результатов

Проведенное эмпирическое исследование позволило изучить особенности конфликтоустойчивости студентов и ее составных компонентов в личностно-ориентированной парадигме высшего образования.

Обобщая полученные данные, можно отметить, что выраженная низкая или высокая конфликтоустойчивость может в дальнейшем оказать деструктивное влияние на развитие профессиональной сферы студентов-первокурсников; выраженные составные компоненты конфликтности также могут сказываться неблагополучно на развитие личности в целом.

Опираясь на полученные данные, можно утверждать, что в предстоящей профессиональной деятельности студентам-первокурсникам важно владеть умением выстраивать активную позицию в ситуациях конфликта и добиться того, чтобы она влияла конструктивно на развитие собственной личности и отношений с окружающими людьми. Поэтому рекомендуется тренинговая работа по оптимизации уровня конфликтоустойчивости и конфликтности, а так же составных компонентов конфликтности студентов в процессе обучения в вузе.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи выполнены, а экспериментальная гипотеза доказана.

Используемые источники
1. Варданян, Ю. В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента / Ю. В. Варданян, Е. П. Масанова, Т. Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 12-16. .
2. Кашапов, А. С. Конфликтоустойчивость как личностная детерминанта адаптивного поведения студентов / А. С. Кашапов // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2011. – № 4. – С. 60-61.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2012. – 544 с.
4. Осипова, А. В. Конфликтность в молодежной среде: за или против / А. В. Осипова, Д. С. Беленцов // Проблемы толерантности в молодежной среде. – 2014. – С. 92-96.
Information about the project
Surname Name
Tatyana Bylkina
Project title
The study of conflictologist first-year students in the personality-oriented paradigm of higher education
Summary of the project
The urgency of the problem under study, the peculiarities of the phenomena of "conflictologist" and "conflict". Great attention is given to the characteristic data of the empirical study. The original approach to differentiation of terms of the impact on conflictologist first-year students in the personality-oriented paradigm of higher education. The material has practical relevance for students, teachers and employees of psychological service of education.
Keywords
konfliktoustoychivost, conflicts, short temper, resentment, uncompromising, suspicion.