Регистрация / Вход
Прислать материал

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Сведения об участнике
ФИО
Воронина Анастасия Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Резюме
Идеи соединения экономической эффективности бизнес-организаций и общественных потребностей в решении социальных проблем получили воплощение в развитии сферы социального предпринимательства, призванном связать социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости.
В исследовательской работе автором проведена идентификация ресурсов развития социального предпринимательства на основе сравнительного анализа мировых тенденций его функционирования. Полученные выводы практически применимы при принятии управленческих решений по реализации механизмов поддержки социального предпринимательства.
Ключевые слова
социальное предпринимательство, ресурсы развития, инновационная экономика, социальные инновации
Цели и задачи
Цель научно-исследовательской работы – идентификация ресурсов развития социального предпринимательства на основе анализа современных тенденций развития социального предпринимательства в России и за рубежом.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
 классификация понятия и изучение сущности социального предпринимательства;
 анализ преимуществ развития социального предпринимательства;
 общая характеристика тенденций развития социального предпринимательства в мире;
 рассмотрение успешного опыта реализации государственных стратегий развития социального предпринимательства в США и Европейском союзе;
 анализ видов социального предпринимательства;
 классификация факторов внешней среды социального предпринимательства;
 идентификация ресурсов развития социального предпринимательства в зарубежной и отечественной практике;
 разработка предложений по совершенствованию принятия управленческих решений при реализации механизмов поддержки социального предпринимательства.
Введение

Актуальность исследования социального предпринимательства обуславливается двумя причинами. Во-первых, данный вид деятельности находится на ранней стадии становления, однако показывает стремительную динамику развития в мире. Во-вторых, практика исследований социального предпринимательства в РФ, на наш взгляд, не имеет системного характера в отличие от зарубежного опыта. Это, обуславливает тот факт, что в России недостаточно развита правовая, финансовая и информационная поддержка данного вида деятельности как со стороны государства, так и со стороны фондов развития.

В рамках социального предпринимательства, как объекта исследования, был выбран предмет рассмотрения - ресурсы развития социально предпринимательства.

Методы и материалы

Автором была произведена классификация существующих понятий о социальном предпринимательстве и методом дедукции сформулировано обобщённое понятие, проанализированы преимущества развития социального предпринимательства и основные тенденции его развития. Также был синтезирован успешный опыт реализации государственных стратегий развития социального предпринимательства в США и Европейском союзе и проведена аналогия с Российской Федерацией. На основе сравнительного анализа были выделены виды социального предпринимательства, а также факторы внешней среды, влияющие на данные организации. Ключевым моментом исследования стала идентификация ресурсов развития социального предпринимательства в зарубежной и отечественной практике, на основе чего были разработаны предложения по совершенствованию принятия управленческих решений при реализации механизмов поддержки социального предпринимательства. Кроме того, в целях популяризации социального предпринимательства среди студенческой молодёжи автором были сделаны дизайн и вёрстка буклета о социальном предпринимательстве. 

Описание и обсуждение результатов

В целях конкретизации понятий в нашей научной работе мы избрали точку зрения авторов, которая учитывает, что социальное предпринимательство – это коммерческая организация, имеющая в основе своей деятельности производство товаров или услуг социального назначения, либо привлекающая к трудовой деятельности социально-незащищённые группы населения, а также реинвестирующая определённую часть прибыли на социальные цели организации и её развитие.

Пожалуй, наиболее практически применимой является классификация тенденций развития социального предпринимательства по сферам:

- нормативно-правовое регулирование;

- инвестиции;

- институциональный аспект.

Исследователи социального предпринимательства выделяют шесть теоретических объяснений появления социального предпринимательства:

1. Государственные неудачи и рыночные провалы.

2. Теория ресурсозависимости.

3. Институциональная теория.

4. Теория социальных истоков.

5. Политическая целесообразность.

6. Теория взаимосвязи и теория неудач НКО.

Классификация социального предпринимательства производится зарубежными и отечественными авторами по различным критериям:

- организационно-правовая форма;

-происхождение и пути развития;

-«дискурс»;

- степень интеграции социальных и бизнес целей;

 - цели деятельности и др.

Среди основных ресурсов развития социального предпринимательства можно выделить:

1. Государственная поддержка:

-законодательное оформление особого статуса социального предпринимателя;

-административная, финансовая и информационная поддержка социального предпринимательства.

2. Интеграция сообщества социальных предпринимателей:

-активное развитие ассоциаций социальных предпринимателей;

-создание площадок диалога и признания социальных предпринимателей;

-создание институтов обучения и консалтинга социальных предпринимателей.

3. Здоровая инвестиционная среда для социальных предпринимателей:

-образование фондов, финансирующих социальных предпринимателей;

-активация инвестиционной составляющей работы социальных предпринимателей вместо «грантовой зависимости».

4. Готовность сообществ развивать социальное предпринимательство:

-информированность членов сообществ о возможностях социального предпринимательства;

-создание условий для появления новых социальных предпринимателей;

-проведение научных исследований в сфере социального предпринимательства.

Таким образом, идентификация ресурсов развития социального предпринимательства имеет ключевое значение для принятия управленческих решений, как органами государственной власти, так и управленцами организаций поддержки социальных предпринимателей (фондов развития). Следовательно, gap-анализ ресурсной среды социального предпринимательства в конкретном регионе позволит точечными мерами решить проблемы роста сектора социальных предприятий с наименьшими затратами.

Используемые источники
Теоретическую базу исследования составили: работы зарубежных и отечественных теоретиков в сфере социального предпринимательства (K. Alter, L. Salamon, S. Teasdale, R. Spear, M. Gordon, J.G. Dees, Andrew Wolk, Баталина М., Московская А., Тарадина Л., Макаревич А.,. Сазонова Т. и др.), статистические данные Фонда региональных социальных программ «Наше будещее», аналитические доклады Европейской комиссии, журналы «Российское предпринимательство», «Социальное предпринимательство России», «Stanford Social Innovation Review», «Social Europe guide», «The Small Business Economy: A Report to the President», проект Высшей школы экономики «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России» и другие источники.
Information about the project
Surname Name
Voronina Anastasia
Project title
Development resources of the social entrepreneurship in foreign and domestic practice
Summary of the project
Developed countries have an urgent need for the founding of an innovative economy, where companies can serve important social functions in the framework of commercial activity. So government, development funds and non-profit organizations actively supported the field of social entrepreneurship for such purposes. The research presents identification of development resources of the social entrepreneurship based on a comparative analysis of its tendencies and problems in Russian and foreign practice.
Keywords
social enterprise, development resources, innovative economy, social innovations