Регистрация / Вход
Прислать материал

Проблемы молодежи в информационном обществе

Сведения об участнике
ФИО
Пащыев Шамухаммет Батырович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Философские науки
Тема
Проблемы молодежи в информационном обществе
Резюме
Работа посвящена анализу особенностей формирования молодежи в информационном обществе. Проведен сравнительный анализ механизмов трансляции опыта в традиционном, индустриальном и информационном обществе. Показана определяющая роль культуры потребления информации в формировании творчества в информационном поведении и социально-информационной активности.
Ключевые слова
молодежь, информационное общество, социализация, передача социального опыта, информационная культура, информационное поведение.
Цели и задачи
Цель: рассмотреть проблему доступности информации и способности отбирать качественную информацию, распоряжаться ею как основную проблему молодежи в информационном обществе.
Задачи:
1. определить понятие и основные признаки информационного общества;
2. дать анализ особенностей социализации молодежи в условиях информационного общества.
3. выявить роль культуры потребления информации для формирования молодежи в информационном обществе.
Введение

В информационном обществе детерминантами сознания молодежи становятся интернет и социальные сети, а содержание сознания, система ценностных ориентиров определяются содержанием доступного для нее информационного пространства. Молодежь открыта всему новому, эта открытость, восприимчивость, готовность к рискам, новаторству таят в себе угрозу и стимулы для ее развития. В сложившихся условиях аномии потеряли свою значимость и традиционные институты социализации молодежи. В этих обстоятельствах молодежь оказалась незащищенной, наедине с лавинообразным потоком информации, неготовая к ее критическому восприятию.  Этим объясняются проблемы молодежи в современном информационном обществе.

Методы и материалы

В работе использовались общенаучные методы исследования: системный анализ, сравнение, обобщение, исторический метод, восхождение от абстрактного к конкретному.

Показаны признаки информационного общества как новой исторической фазы развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, интеллектуальная собственность становится основной формой собственности. Но главным вопросом остается все большое влияние информационного общества на молодое поколение. Молодежь в некоторых вопросах знает и может сделать больше, чем взрослые, а в каких-то вопросах инфантильна и наивна.  Эта  двойственность  определяет  ряд  противоречий  и  проблем, свойственных этому возрасту.

В информационном обществе, от молодых требуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.  При этом решение проблемы информационной ловушки, т.е. разрешение противоречия между информационной лавиной и отбором информации выдвигается на передний план. Культура потребления информации претерпевает кардинальные перемены: на смену принципам системности, детерминизма и объективности приходят принципы антииерархичности, нелинейности и плюрализма. В связи с этим актуализируется значимость развития информационной политики, повышения нравственно-культурного потенциала общества. Необходима выработка культуры потребления информации — новых правил, норм и принципов потребления информационных ресурсов.

Описание и обсуждение результатов

В настоящее время мир переживает процесс становления качественно нового типа общества, получившего название информационного общества, сущностью которого является определяющая ролью информации и знания.  Сформировавшись в наиболее развитых странах Запада, оно «втягивает» в сферу своего влияния другие государства, способствуя нивелированию  традиционных культурных различий, символов и социальных норм.  Так, до конца не осознавая происходящие процессы, народы, втянутые в орбиту глобализационных процессов средствами информационного общества,  оказываются в «ловушке» крушения значения и роли традиционных институтов в жизни общества как инструментов сохранения и передачи социальной памяти, воспитания и социализация подрастающего поколения.

Информационное общество дает возможность получить за считанные минуты огромное количество информации.  Но качество информации может удовлетворить не каждого. Это зависит от уровня интересов и запросов личности. Доступность информации и способность распоряжаться ею – это и есть основная проблема молодежи в информационном обществе.  С одной стороны на нее  глядит бесконечность, а с другой –  молодость, незрелость, неспособность оценить меру этой бесконечности.  Так свобода и возможность творить себя, максимально используя эту бесконечность, может обернуться полной растворенностью в потоке информации, отказом от себя, своей свободы и самотворчества.

          Во избежание молодежью опасностей, которые таит в себе новое общество, необходима трансляция и усвоение ею новой культуры потребления информации, основанной на рефлексии, критичности, знания своих потребностей. Эффективнее всего  будут  процессы  получения  знаний  в  применении  информационных  ресурсов, которые пробуждают у молодежи интерес и повышают познавательную мотивацию. Организация такой систематической самостоятельной работы молодежи  должна  быть  результатом  объединенных  усилий  образовательных учреждений.

Используемые источники
в современном обществе культура потребления информации претерпевает кардинальные перемены: на смену принципам системности, детерминизма и объективности, которые доминировали на прежней, индустриальной, стадии при работе с информацией, приходят принципы антииерархичности, нелинейности и плюрализма. В связи с этим актуализируется значимость развития информационной политики, повышения нравственно-культурного потенциала общества.
Information about the project
Surname Name
Pashyyev Shamuhammet
Project title
The problem of young people in the information society
Summary of the project
The work is devoted to analysis of peculiarities of formation of youth in the information society. A comparative analysis of the mechanisms of translation experience in traditional, industrial and informational society. Shown the determining role of culture of consumption of information in the formation of creativity in the information behavior and social media activity.
Keywords
youth, information society, socialization, transfer of social experience, information culture, information behaviour