Регистрация / Вход
Прислать материал

Социально-правовые аспекты коррупции в сфере высшего образования

Сведения об участнике
ФИО
Калюжный Николай Витальевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Социально-правовые аспекты коррупции в сфере высшего образования
Резюме
в работе исследуется проблема коррупции в высшем образовании, коротко анализируется положение дел на настоящий момент. Дается уголовно-правовая и криминологическая характеристика коррупционных правонарушений. Рассматривается опыт ведущих стран в борьбе с коррупцией в сфере высшего образования. Анализируются данные, полученные в ходе социологического исследования, и делаются в результате этого выводы.
Ключевые слова
Коррупция, коррупционные преступления, образование, высшие учебные заведения, взяточничество, опыт, социологическое исследование, кризис.
Цели и задачи
Цель исследования – выявить проблемы коррупции в сфере высшего образования, используя социологический метод исследования.
Задачи работы:
-Проанализировать понятие коррупции;
-Выделить основные технологии борьбы с коррупцией;
-Определить основные проблемы коррумпированности высшего образования, опираясь на опыт зарубежных стран;
-Провести среди студентов университета опрос, посвященный теме исследования.
Введение

За период постоянного реформирования,  начиная с 90-х годов прошлого века, в сфере высшего образования произошли существенные перемены. Изменение принципов финансирования вузов привело к тому, что образование стало доступным всем, кто имел финансовые возможности для приобретения этого блага. В результате количество вузов и студентов увеличилось в несколько раз, а приём в вузы уже 6-7 лет превышает по численности выпуск из средних школ. Повышенный спрос на высшее образование способствовал адаптации вузов к новым экономическим условиям и позволил преодолеть кризис недостаточного бюджетного финансирования. Однако целый ряд негативных последствий привел к проблемам, решение которых до настоящего времени носит первоочередной характер.

            

Методы и материалы

Источниками данной работы являются диссертационные исследования, публикации, научные труды ведущих российских специалистов, материалы научных конференций, результаты проведенного автором социологического исследования.

В исследовании применялись теоретические методы: синтез, анализ, моделирование; теоретико-прикладные: системный, процессуальный, ситуационные подходы; эмпирические: анкетный опрос, анализ документов, метод математической обработки данных.

Описание и обсуждение результатов

Научная новизна исследования:

-Определены основные элементы коррупции в высшем образовании

-Установлены причины, снижающие эффективность профилактических мер

-Выделены основные тенденции дальнейшего противодействия коррупции.

По результатам социологического исследования пришли к выводу, что большая часть опрошенных студентов считает, что необходимо ввести ответственность двух сторон, иначе нет никакого эффекта от борьбы с коррупцией.

Высшие учебные заведения не должны умалчивать о том, что коррупция присутствует. Данная проблема должна носить открытый характер. Каждый университет должен иметь определенный план действий, который предусматривает ответственность для обеих сторон коррупционного отношения.

Это должно воспитывать в студентах резко негативное отношение к коррупции и служить примером для следующих поколений.

Используемые источники
1. О противодействии коррупции [Текст]: Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ// Собрание законодательства. -2015.- №32. - Ст. 3150.
2. Волженкин Б.В. Коррупция : монография / Б.В. Волженкин ; С.-Петерб. юрид. ин-т Генер. прокуратуры Рос. Федерации. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1998. – С.43.
3. Кочергина Н.В. Противодействие коррупции в образовании: необходимость антикризисного и антикоррупционного анализа в Российской системе образования / Международный электронный научный журнал – 2015. №4. ,- С. 37-40.
4. Леонтьева Э.О. Неформальные отношения в сфере высшего образования (из опыта международных исследований коррупции) / Э.О. Леонтьева // Высшее образование в России. – 2008. - № 3. – С. 99 – 107.
5. Леонтьева Э.О. Стереотипы восприятия коррупции в массовом сознании россиян / Э.О. Леонтьева // Власть и управление на Востоке России. – 2009. – № 2 (47). – С. 135 – 139.
Information about the project
Surname Name
Kalyuzhnyy Nikolay Vital`evich
Project title
Social and legal aspects of corruption in higher education
Summary of the project
We study the problem of corruption in higher education, briefly analyzed the situation at the moment. We give criminal law and criminological characteristics of corruption offenses. The experience of the leading countries in the fight against corruption in higher education. Analyzed data obtained in the course of sociological research, and should be made as a result of the findings.
Keywords
Corruption and corruption-related crimes, education, higher education, bribery, experience, case studies, crisis.