Регистрация / Вход
Прислать материал

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков

Сведения об участнике
ФИО
Купцов Максим Валерьевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков
Резюме
Работа посвящена психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков. В процессе исследования разработано «дерево целей», показана модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков.Первая часть работы содержит описание этапов, методов и методик исследования, характеристику изучаемой выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента. Вторая часть исследования включает описание программы коррекции ситуативной тревожности у подростков и анализ результатов ее применения. Достоверность выводов подтверждена статистическики. По итогам исследования разработаны рекомендации по и технологическая карта внедрения.
Ключевые слова
психология, ситуативная тревожность, подросток, коррекция
Цели и задачи
Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков.
Задачи проекта:
1. Проанализировать состояние проблемы изучения ситуативной тревожности у подростков в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности ситуативной тревожности у подростков.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции по коррекции ситуативной тревожности у подростков.
9. Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.
Введение

В педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по изучению тревожности школьников, однако аспект психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков остается наименее исследованным. На основании сказанного становится очевидным реальное противоречие между необходимостью проведения психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса. Данное противоречие определило тему исследования

Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности у подростков изменится при реализации программы коррекции ситуативной тревожности, включающей занятия, активизирующие стремления к самопознанию и  саморазвитию.

Методы и материалы

Для решения поставленных задач исследования нами были использованы следующие группы методов:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование;
  • эмпирические: эксперимент, методы диагностического обследования (методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности», шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), методика диагностики школьной тревожности Филлипса);
  • статистические: математическая обработка данных по T-критерию Вилкоксона.

 

Описание и обсуждение результатов

В исследовании приняли участие учащиеся 9А класса МБОУ СОШ № 39 г. Челябинска. Данная категория школьников была выбрана из трех девятых классов случайным образом. Эксперимент был проведен в естественных условиях учебно-воспитательного процесса школы.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные с помощью:

    методики Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности».  По результатам исследования было выявлено, что 6 подростков (21,43%), имеют низкий уровень ситуативной тревожности. У 20 подростков (71,43%) выявлен средний уровень ситуативной тревожности.  Всего 2 ученика (7,14%) показали высокий уровень ситуативной тревожности;
    методики  «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)» было выявлено 12 подростков (42,86%), имеющих низкий уровень ситуативной тревожности.  У 13 школьников (46,43%) выявлены средние значения ситуативной тревожности.   Высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 3 подростков (10,71%).;
    методики «Методика диагностики школьной тревожности Филлипса»  было выявлено 20 подростков (71,42%), которые имеют низкий уровень школьной тревожности.   Всего 7 школьников (25%) показали средний уровень школьной тревожности.  Высокий уровень школьной тревожности показал 1 ученик (3,58%).

К повышенному уровню ситуативной тревожности были отнесены результаты тех подростков, которые по формальным признакам относятся к среднему уровню, но по баллам близки к высокому.К повышенному уровню были отнесены результаты подростков, входящие в разницу 6 баллов от высокого результата.Если из трех методик две – показали повышенную тревожность, подросток включался в коррекционную группу. Выделение повышенного уровня ситуативной тревожности было необходимо, поскольку, подростков с высоким показателем ситуативной тревожности было выявлено всего 4 человека, и проведение групповой коррекции было бы неэффективно с таким небольшим количеством подростков, а подростки, чьи результаты отличались от «высокого» на 1-2 балла остались бы незамеченными и, впоследствии, могли бы войти в группу риска. К высокому уровню ситуативной тревожности были отнесены высокие показатели ситуативной тревожности, выявленные хотя бы одной методикой. Видно, что высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 4 подростков (14,28% респондентов).  Повышенный уровень показали 5 подростков (17,86%).  7 учеников (25%) продемонстрировали средний уровень ситуативной тревожности. Низкий уровень был выявлен у 12 подростков (42,86%).

На основании вышеизложенного можно сделать заключение о необходимости проведения коррекции ситуативной тревожности у подростков, показавших высокий и повышенный уровни.Следовательно, 9 подросткам (32,14% данной выборки) необходимо участие в реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков.

Используемые источники
1. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография.
2. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография.
3. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция.
6. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.
8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ под ред. И.В. Дубровиной.
Information about the project
Surname Name
Kuptsov Maxim
Project title
Psychological and pedagogical correction of situational anxiety of teenagers
Summary of the project
The work is devoted to psychological and pedagogical correction of situational anxiety of teenagers. The study developed "tree of objectives", shows a model of psycho-pedagogical correction situational anxiety adolescents. The first part contains a description of the steps, methods and research techniques, characteristics of the study sample and analysis of the results of ascertaining experiment. The second part of the study includes a description of situational anxiety of teenagers correction program and analysis of the results of its application. The reliability of the conclusions confirmed statistically. According to the results of research and recommendations on the introduction of a flow chart.
Keywords
Psychology, correction, situational anxiety, teenagers