Регистрация / Вход
Прислать материал

Использование современных технологий обучения при изучении региональной истории

Сведения об участнике
ФИО
Валюнова Арина Васильевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Использование современных технологий обучения при изучении региональной истории
Резюме
В статье предлагается использование современных технологий интеллект-карт, КСО и кейс-стади, которые лежат в основе деятельностного и компетентностного подходов обучения на уроках по изучению истории региона. Учитываются положительные особенности данных технологий, представлен конкретный материал по теме "Культурные особенности современной Сибири". Данный опыт может быть применен на уроках истории и обществознания.
Ключевые слова
методика, современные технологии, интеллект-карта, региональная история, коллективный способ обучения, кейс-стади
Цели и задачи
Цель: показать достоинства применения современных технологий обучения на уроках истории, в частности, интеллект-карты, коллективного способа обучения, кейс-стади, для более глубокого усвоения темы культуры в рамках курса.
Задачи: раскрыть теоретическую часть каждой из используемых технологий; проиллюстрировать их применение на основе опыта методической деятельности, представленной в рамках олимпиады студентов для педагогических вузов (НГПУ, г. Новосибирск, 2015).
Введение

Использование современных технологий обучения в современной школе способствует развитию УУД у учащихся, позволяет улучшить процесс усвоения материала. Поскольку изучению культуры уделяется немного внимания в курсе истории и регионального компонента, но она сложна для изучения школьниками, возникает проблема узкого развития кругозора учащихся. При этом в последнее время наблюдается тенденция включения заданий по культуре, в том числе и с использованием визуального ряда в обязательный государственный экзамен. В связи с этим, нами представляется  возможность преодоления противоречия через внедрение современных технологий обучения  образование, особенно при изучении культуры.

Методы и материалы

Теоретическая сторона методической разработки включает в себя разъяснение современных технологий обучения, используемых в ее реализации. Прежде всего, это кейс-стади, которая включает в себя определенный набор документальных материалов и источников разного характера, анализ которых помогает при изучении темы. Далее в методической разработке нами использована технология интеллект-карты (made-map), позволяющая составить схему для детальной проработки темы. Для достижения более продуктивных результатов, введена технология горизонтального КСО (коллективного способа обучения), которая включает в себя обмен четырьмя группами результатами своей работы, сначала в микрогруппах, затем обмен микрогруппами. В процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, обеспечивается более прочное усвоение материала.

Описание и обсуждение результатов

Изучение культуры и искусства Сибири, своего региона, позволяет выделить общие процессы, закономерности развития. В данном случае представлена интересная для учащихся деятельность, которая позволяет сформировать представления о современной Сибири, развить интерес к культурным событиям региона.

Представленную методическую разработку урока предполагается использовать на уроках по предмету «Основы регионального развития» в 10-11  классах, в адаптированном виде технология может быть использована как в курсе истории при изучении особенностей на основе частного, так и в ходе обществознания.

Представленный урок полностью соответствует ФГОС и системно-деятельностному подходу, в ходе урока создаются условия для познавательной деятельности учащихся, а именно для выявления особенностей культурного развития Сибири на современном этапе с помощью изучения источников и наглядности. Происходит развитие коммуникативных, исследовательских, проектных компетенций, формирование знаний о Сибири, развитие личностных компетенций.

Данный урок способствует актуализации знаний, через привлечение внимания к культурному облику региона, изучение особенностей;
учащиеся сами вначале урока определяют значимость темы и формулируют тему. В начале урока учитель актуализирует метапредметные связи: проводит работу с понятиями: «духовная сфера общества», «культура», «искусство», чем проводит взаимосвязи данного урока с материалом на уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры. В ходе проведения урока класс делится на группы, по числу подготовленных кейсов, материал в которых представлен различного уровня и вида, в том числе фотографии, газеты, источники, сведения о культурных событиях, мероприятиях, представляющих собой. Также учащиеся получают контурную карту субъекта Сибирского Федерального округа, на которой предлагается в течение 10-15 минут составить интеллект-карту на основе предложенного кейса, при этом постараться выделить общее в процессах развития культуры в СФО и особенное в каждом субъекте. После завершения работы учитель может использовать технологию горизонтального КСО, для того, чтобы группы обменялись в рассказе пятью особенностями их субъектов. Данный аспект позволяет учащимся уяснить все многообразие культуры сибирских регионов  и, все с тем, совместно с учителем,  позволит закрепить концептуальные направления развития сибирской культуры.

Используемые источники
1. Теория и технология коллективных учебных занятий: начальный курс: дистанционное учебное пособие / М. А. Мкртчян [и др.]. - Красноярск: Гротеск, 2005. - 179 с.
2. Кальмаева Е.Н. Технология коллективного способа обучения//ПИШ-2004-№4, с. 36-38
3. Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках. Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.
4. Описание опыта педагогической деятельности «Использование КСО на уроках истории», Журавлева Н.Н., 2013, г.Борисов.
5. Егенисова А.К., Дуйсенбаева А. Использование метода кейс-стади в образовании// Международный журнал экспериментального образования , №7, 2013, с.129-132.
Information about the project
Surname Name
Valyunova Arina
Project title
The use of modern teaching technologies in the study of regional history
Summary of the project
The article proposes the use of modern technologies mind maps, collective way of training and case studies that form the basis of the activity and competence approaches learning in the classroom for the study of the history of the region. Taking into account the positive features of these technologies, presented a particular material on "Cultural features modern Siberia." This experience can be applied to the lessons of history and social science.
Keywords
technique, modern technology, intelligence card, regional history, collective way of training, case studies