Регистрация / Вход
Прислать материал

Психологические защиты и копинг - стратегии как адаптационные ресурсы детей с особыми потребностями

Сведения об участнике
ФИО
Реунова Алена Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Психологические защиты и копинг - стратегии как адаптационные ресурсы детей с особыми потребностями
Резюме
Раскрывается специфика психологических защит и стратегий совладающего поведения в дошкольном возрасте. Рассматриваются особенности выбора механизмов психологической защиты и совладающего поведения детей с особыми потребностями и детей с типичным развитием. Анализируются результаты уровня адаптированности детей, а также выявляется взаимосвязь между адаптированностью и выбором механизмов адаптационной системы (психологические защиты и копинг-поведение).
Ключевые слова
Психологические защиты, копинг - стратегии, адаптация, дети с особыми потребностями, дети с типичным развитием
Цели и задачи
Цель исследования: изучение особенностей выбора детьми с особыми потребностями механизмов психологической защиты и копинг-поведения
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень адаптированности детей дошкольного возраста с особыми потребностями и детей с типичным развитием.
2. Определить соотношения в выделяемых группах по уровню адаптации количество детей с особыми потребностями и детей с типичным развитием.
3. Изучить особенности выбора механизмов психологической защиты и копинг стратегий у детей старшего дошкольного возраста в исследуемых группах.
4. Изучить различия выборов механизмов адаптационной системы у детей дошкольного возраста.
5. Изучить проявления дезадаптации у детей дошкольного возраста и выявить ее взаимосвязь с механизмами адаптационной системы.
Введение

Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что ребенку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи ребенку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Адаптационный процесс детей с особыми потребностями зачастую определяется особенностями их личностной сферы, степенью сохранности систем организма и многими внешними факторами. К психологическим ресурсам, способствующим успешной адаптации детей относим осознаваемые и неосознаваемые уровни регуляции: копинг -  стратегии и психологические защиты.
 

Методы и материалы

В ходе исследования использовался следующий методический инструментарий: для изучения социальной адаптации - модифицированная «Карта наблюдений Д. Стотта» (Т.В. Дорожевец, 1995), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко, 1999). Изучение стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты проводилось с использованием: «Карта оценки детских защитных механизмов» (Р. Плутчика и К. Пери в модификации Е.В. Чумаковой, 1988), «Опросник копинг стратегий детей младшего возраста» И.М. Никольской и Р.М. Грановской, 2000 (модификация Е.В. Куфтяк, 2004).

Описание и обсуждение результатов

По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1) Прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем адаптации ребенка и использованием им различных механизмов адаптивного поведения. Уровень адаптации зачастую определяет выбор ребенка стратегий, при этом прослеживается следующая закономерность: дети с низким уровнем адаптации склонны использовать деструктивные копинг-стратегии и механизмы защиты. В тоже время используемые стратегии способствуют более эффективной адаптации индивида.

Важно отметить, что дети с нарушением зрения попали во все три группы, однако больший процент детей оказался в «группе риска». В связи с этим можно предположить, что выбор адаптационных ресурсов детьми с особыми потребностями сказывается на их успешности адаптации в социуме.

2) Выбор механизмов психологической защиты детей с разным уровнем адаптированности различен.  Дезадаптированные дети чаще прибегают к использованию механизмов: регрессия, замещение,  проекция.  В то время как адаптированные дети и дети «группы риска»  отдают предпочтение механизмам: отрицание, интеллектуализация, формирование реакций.

В процессе преодоления трудностей дети с особыми потребностями прибегают к разным механизмам психологических защит, что полностью отражается на их адаптации.

3) Выявлены прямые и обратные взаимосвязи между симптомокомплексами адаптации и психологических защит. Причем отмечается следующая закономерность: чем выше уровень адаптации, тем больше связей отмечается. Адаптированные дети в стрессовых ситуациях способны прибегать к большему числу психологических защит. Т.е вариативность выбора психологических защит обуславливается уровнем адаптации.

4) Для адаптированных детей и детей «группы риска» характерно использование копинг-стратегий категории «активно-деятельностное отвлечение», «пассивное отвлечение». Дезадаптированные дети при решении проблемных ситуации нередко прибегают к использованию стратегий «деструктивная эмоциональная экспрессия».

Используемые источники
Горбунова Е. В. , Свистунова Е. В. Копинг - стратегии и совладающее поведение детей старшего дошкольного возраста // Материалы II Международной научно-практической конференции «Психология стресса и совладающего поведения в современном обществе». Кострома , 23-25 сентября 2010 г. / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – 2010. - Т. 1. – 297 с
Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2010. – 480 с
Куфтяк Е.В. Психологические защитные механизмы и совладающее поведение как адаптационные ресурсы лиц с особыми потребностями / Е.В. Куфтяк, А.П. Лебедев, А.А. Реунова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016.
Information about the project
Surname Name
Reunova Alena
Project title
Psychological protection and coping - strategies as the adaptation resources of children with special needs
Summary of the project
Specificity of psychological defenses and coping strategies in the preschool years. The features of the choice of psychological defense mechanisms and coping behavior of children with special needs and children with typical development. The results of the level of adaptation of children and to identify the relationship between adaptation and selection system of adaptive mechanisms (psychological defenses and coping behaviors).
Keywords
coping strategies, psychological defenses, adaptation, сhildren with special needs, children with atypical development