Регистрация / Вход
Прислать материал

Домонетеистические верования у кумыкской народности

Сведения об участнике
ФИО
Садимурзаев Тимур Мурадович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
Домонетеистические верования у кумыкской народности
Резюме
В данной работе рассказывается о домонетеистических представлениях кумыкской народности, а так же переплетение этих языческих верований с исламским воззрением в современной жизни.
Ключевые слова
История,этнография,религия народа,кумыки,язычество,ислам,древнейшие верования Дагестана.
Цели и задачи
Целью нашего исследования является изучение традиционных представлений в контексте этнической истории и культуры кумыкского этноса.В связи с этим выдвигается несколько основных задач:
- проанализировать работы предшественников с целью выявления малоисследованных и дискуссионных вопросов;
- выявить и собрать воедино все сюжеты и мотивы о домонотеистических представлениях, разбросанные в эпосе, сказках, преданиях, определить их стадиальную и временную последовательность (относительную);
- определить исторические и этнические факторы, оказавшие влияние на их формирование и развитие;
- показать роль традиционных верований в складывании мировоззренческой системы кумыков.
Введение

Отголоски традиционного мировоззренияя сохранились не только у кумыков, но и у остальных народов Дагестана. Древние представления очень сильно переплелись с исламским мировоззрением, иногда даже у священнослужителей  Ислама,  совершающих лечения и обряды вместе с мусульманскими молитвами. Корни традиционных представлений уходят в наименее изученные пласты жизни и культуры этноса, имеют большое значение особенно для изучения древней истории кумыков.Изучая домонотеистические представления можно проследить эволюцию знаний (иррациональных и рациональных) кумыков, мышления и становления особенностей этноменталитета; показать мироощущение, миропонимание, мировоззрение этноса на разных этапах его развития.

 

 

Методы и материалы

В методологическом плане при изучении  традиционных представлений кумыков автор исходил из концепции функционализма культуры Б. Малиновского25 и символизма культуры его последователя Уильяма Уорнера26. Согласно ей, культура, как тотальная символическая система, подразделяется на три подсистемы: технологическую (взаимоотношения с природной средой), моральную (социальная организация общества) и сакральную (взаимоотношения верующих с их богами; естественный мир и сверхъестественный мир). Причем Уорнер, являясь в данном вопросе последователем также и Эмиля Дюркгейма, разделяет религиозные феномены на две категории верования и обряды. Поэтому сакральные представления – это системы вербальных и мысленных символов, выражающихся, чаще всего, в фольклоре (мифы, эпос, сказки и т.д.). А ритуалы – символические системы из взаимозависимых слов, действий и материальных символов. Обе категории выполняют связующую функцию между верующими и их богами.

Автор руководствовался также принципом историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, но позволяет видеть их в реальном развитии и взаимосвязи; и принципом объективности, который ориентирует наше исследование на всесторонний анализ и оценку фактов, относящихся к настоящей теме в их совокупности и целостности.

Описание и обсуждение результатов

Этнография, как наука об этносах, характеризуется широтой предметного диапазона хронологическим охватом от древнейших времен до наших дней. Это положение общепризнанно. При этом, этнография, включая в нее народное искусство и фольклор, донесла до нас мировоззрение не какой-то определенной эпохи, а как бы в спрессованном виде всю сумму напластований за всю жизнь человечества. Древнейшие религиозные представления в целом, и зоолатрические в частности, воссоздают историческую ретроспективу быта кумыкского этнического массива в отдаленном прошлом, знакомят нас с его самобытным мировоззрением и общественными отношениями, с взглядами на предметы и явления окружающего мира, с древними формами хозяйства. Все это делает их важным источником для реконструкции исторического прошлого кумыкского народа.

Известное положение о том, что в религии мало, что создается заново, ярко иллюстрирует и кумыкская действительность. Очень многие из религиозных концепций родового строя не исчезли с уходом с исторической сцены породившей их реальности, а, наоборот, продолжали обслуживать, освещать быт народа в последующие эпохи.

Анализ реликтов ранних форм религии кумыкского этноса показывает, что они в пережиточном состоянии донесли до нас многие из древнейших религиозных воззрений. Обстоятельства жизни и быта предков кумыков способствовали возникновению и формированию почти всех компонентов древнейшей религиозной идеологии: анимистических и магических представлений, тотемизма и зоолатрии и др. Важно отметить, что пережитки эти сохранились в быту кумыкского народа до этнографически изучаемого времени.

 

Используемые источники
1.Сефербеков Р.И. Боги и демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1999. № 5.
2.Сефербеков Р.И. Верховные боги народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. № 1.
3. Гаджиев Г.А. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. Диссертации по истории. М:.2002.
4.Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев. М.,Наука, 1988 г.Соавторы А.Г.Була-эва, А.И.Исламмагомедов, М.А.Ибрагимов.
Information about the project
Surname Name
Salimyrzaev Timur
Project title
monotheistic beliefs in Kumyks
Summary of the project
In this paper we describe the views domoneteisticheskih Kumyk nation, as well as interweaving of these pagan beliefs with Islamic beliefs in modern life.
Keywords
History, ethnography, religion, people, Kumyks, Paganism, Islam and ancient beliefs of Dagestan.