Регистрация / Вход
Прислать материал

Работа психолога с семье,воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Сведения об участнике
ФИО
Чинчикова Анна Ивановна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Работа психолога с семье,воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Резюме
Работа состоит из 2 глав, заключения,списка литературы,приложения
Ключевые слова
СДВГ, гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания, семья,стиль семейного воспитания,ММД,родительство
Цели и задачи
Цель работы: исследовать и практически апробировать методы работы психолога с семьей, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать понятие «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
2.Исследовать психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3.Изучить воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и ги-перактивностью в семье.
4. Представить обзор диагностических методик на исследование пси-хологических особенностей ребенка младшего школьного возраста с син-дромом дефицита внимания и гиперактивности: методик по исследованию внимания, памяти, мышления; диагностики тревожности, агрессии, страхов и других эмоциональных состояний; а так же семей, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (методик по исследованию влияния стиля семейного воспитания на развитие ребенка с СДВГ).
5. Сформировать и применить в работе с эмпирической группой детей и родителей рабочий комплекс диагностических методик, представить интерпретацию полученных данных.
6.Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для родителей детей с СДВГ, сформулировать практические рекомендации для родителей по воспитанию детей младшего школьного возраста с СДВГ.
Введение

Исследуемая тема занимает достаточно важное место в современном образовании. Тревожит факт, что как правило, дети данной категории не могут успешно адаптироваться в школе,  в дальнейшем это часто приводит к прогрессирующей дезадаптации ребенка в социуме.  Как показывает практика, длительные проявления ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (отмечают в своих работах  Кондрашенко, Егорова, Ковалев , Горьковая , Григоренко ,Захаров, Fischer). Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. 

 

 

 

Методы и материалы

Методы исследования: Теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; анализ, сравнение, обобщение исследовательских позиций.

Практические методы исследования для детей: наблюдение за детьми  в естественных условиях, методика изучения концентрации и устойчивости внимания Пьерона-Рузера [31], методика «10 слов» А,Р. Лурия [30], методика «Исключи слова» Э.Ф.Замбацявичене [35], проективная методика «Несуществующее животное» [6], методика шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л.Ханина[32]); практические методы исследования для родителей: беседа с использованием диагностических критериев СДВГ по DSM-IV , методика «АСВ» Э.Г.Эйдемиллера [34], « Диагностическое интервью» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина [33], «Анкета для родителей» Брязгунова И.П., Касатиковой Е.В.; релаксационный комплекс для групповой работы с родителями и детьми (элементы музыкотерапии, арттерапии, метод игры, метод совместных действий и др.); констатирующий эксперимент, методы математической обработки полученных данных, методы графической презентации.

Описание и обсуждение результатов

 

Динамика количественных показателей основных психических процессов и состояний детей с СДВГ до и после проведения цикла занятий.

 

Дети с СДВГ

И признаками СДВГ

Показатели внимания

до/после

Показатели

мышления

    до/после

Показатели

памяти

     до/после

Показатели

самооценки

      до/после

Показатели

тревожности т

   до/после

Матвей К

63 63

63

1

2

4

3

8

3

8

3

Степан С

62

62

2

1

3

4

8

4

8

4

Сергей Б

62

63

1

2

2

4

8

8

8

8

Егор М

62

62

2

1

3

4

8

3

8

3

Денис Ш

61

64

2

3

2

5

8

3

8

3

Андрей П

60

64

1

3

3

4

7

4

7

4

 

Диагностический критерий гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по диагностической системе DSM− IV.

Дети с СДВГ

И признаками СДВГ

Показатели нарушения внимания

до/после

Показатели

импульсивности    до/после

Показатели

гиперактивности

     до/после

 

Матвей К

9

6

6

5

3

1

Степан С

9

5

5

4

3

4

Сергей Б

8

5

5

5

2

1

Егор М

7

5

6

5

3

2

Денис Ш

8

4

6

4

1

1

Андрей П

6

6

5

4

2

1

               

 

Показано, что дети  с СДВГ отличаются от своих сверстников. Уровень основных когнитивных процессов - мышления, внимания, памяти у них ниже, чем у детей, у которых не прослеживается данный диагноз. По шкалах примененных диагностических методик в начале эксперимента значения попадают После участия в коррекционно–развивающей программы, мы наблюдаем положительную динамику у детей с данным диагнозом. Уровень тревожности и самооценки приблизился к среднему уровню, что касается диагностической системе  DSM–IV и трех основных критериев, мы наблюдаем позитивный сдвиг.

Динамика количественных показателей по методике АСВ Эдмиллера.

Родители

До

После

1Е(ж)

7 гиперпротекция

5 неопределенность

стиля воспитания

2Н(м)

7 гиперпротекция

2рекомендуемый

нами стиль воспитания

3В(ж)

5 неопределенность стиля воспитания

5 неопределенность

стиля воспитания

4Э.(м)

7 гиперпротекция

2рекомендуемый

нами стиль воспитания

5С(ж)

5 неопределенность стиля воспитания

2рекомендуемый

нами стиль воспитания

6А(м)

5неопределенность стиля воспитания

2рекомендуемый

нами стиль воспитания

 

 

В ходе исследования мы подтвердили и доказали  гипотезу нашего исследования: показали  что в случае наличия у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, во-первых, семейное взаимодействие может быть осложнено низкою психолого-педагогической компетентностью родителей, что детерминирует выбор нежелательного стиля семейного воспитания как интегрированного психолого-педагогического механизма психического развития младшего школьника. Во-вторых, методами индивидуальной и групповой работы психолога возможна психологическая коррекция нежелательного стиля семейного воспитания, эффективность которой определяется диагностикой эмпирически значимых показателей личностного развития ребенка (таких как внимания , памяти, мышления и т.д) и общей положительной динамикой семейного взаимодействия.

 

Используемые источники
58 источников используемых в работе
Information about the project
Surname Name
Anna Chinchikova
Project title
Work of psychologist with the family, raising a child with attention deficit hyperactivity disorder
Summary of the project
In chapter 1, "attention deficit hyperactivity disorder in children" presents the history of the study of attention deficit disorder and hyperactivity since 1845 and date have. Emphasis is placed on the psychological context of the description of ADHD in the works (Dr. Hoffman Dzh.Stila, K.Levina, AM. Radaeva, V.M.Troshina, LA Yasyukovoy, AD Goneeva NI Lifintseva NV Yalpaeva, Z. Trzhesoglava, IP Bryazgunova, EV Kasatikovoy, Yu.S.Shevchenko etc.). It is shown that attention deficit hyperactivity disorder is a complex psychophysiological violations of the reticular formation and other divisions of the cerebral cortex, the reasons for its occurrence and development are divided mainly into three groups: prenatal pathology, complications during birth, psychosocial reasons.
The chapter then describes the education of a child with attention deficit hyperactivity disorder in the family. It is noted that raising a child with attention deficit hyperactivity disorder and requires parents to a special approach and understanding. Parents need to know that the child's development with ADHD do not correspond to the real rate of the samples of the child because of their clinical diagnosis. This leads to irritation on the part of the parents and the appearance of their parental practice signs "of inadequate parenting style" .Flowers primary school age are very eager to meet the expectations of parents, because for them it does not work, for children reduced self-esteem and increases the level of anxiety.
The chapter concludes with a characteristic psihol.osob.rebenka younger school age with ADHD. Results, building on the work HaletskoyO.V, Shirokova GA, Troshin VD Liutov EK, Monino G.B that these children show a decrease of the arbitrariness of its own activity, as one of the main components of rebenkaMShV causing decrease in the formation of immature and in the development of the following functions: attention, praxis, orientation. The influence of the family through the style of family education on the mental development of children with ADHD in the vectors' gain-reduction syndrome manifestations. "
It is presumed that ignoring the presence of the parents in the child's functional abnormalities in brain structures; ignorance - his inability to create the appropriate mode of training and recuperation generate a lot of problems in elementary school, complicates socialization.
In chapter 2 presents the empirical study of the psychological characteristics of children with attention deficit hyperactivity disorder, as well as the nature of family interaction in families with children with ADHD.
In the available literature there is practically no standardized set of diagn.psih.metodik aimed at studying its manifestations. Therefore, in our study we have attempted to simulate this complex and its approbation in working with empirical group of children. The complex includes the following methods: Short-term auditory memory. Methods of Luria's "10 words" .target: Assessment of auditory memory into words, fatigue, attention, activity, memory, storage, playback, voluntary attention, test Pieroni-Ruzera..Tsel: to determine the level of concentration and stability of attention, Scale the Spielberger-Hanin to determine the personal and situational anxiety. This test helps determine the severity of anxiety in your personality structure. Methodology ", delete the words" E.F.Zambatsyavichele. The method is designed for the study of the analytic-synthetic activity sphere of thinking in children and adolescents, their ability to select and build a generalization of concepts, method of "Non-existent animal" Objective: Diagnosis personal characteristics. For parents used methodology: Methodology "DIA" E.G.Eydemillera goal is: Diagnosis undesirable, improper influence of family members against each other, irregularities in carrying out the roles in the family and interfere with its integrity. Diagnostic interviews Lyutova EK, Monina GB, Questionnaire for parents "Bryazgunov IP, Kasatikova EV
The study was conducted between October - 2015. until May 2016.
Currently work is completed and the empirical data are interpreted in the text operation. Completed forms checklists and drawings of children are presented in the appendix.
The paper presents a correctional-developing program made contact with a support on the development of IM Markov, S. Minihina, E.G.Edmillera, V.V.Tkacheva, RV Ovcharova, etc., the purpose of which is to improve the psycho-pedagogical competence of parents on education, training, interaction with a child with attention deficit hyperactivity disorder in the family. The program is a complex individual and group meetings with children and their parents, includes 10 sessions of 2 hours, 120minut outreach, correctional and development orientation
Keywords
ADHD, hyperactivity, impulsiveness, impaired attention, the family, the style of family education, MMD, parenthood