Регистрация / Вход
Прислать материал

Влияние особенностей темперамента на уровень счастья

Сведения об участнике
ФИО
Юнусова Диана Альбертовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Влияние особенностей темперамента на уровень счастья
Резюме
Данная работа посвящена исследованию психологической категории счастья. Путём решения эмпирических задач были выявлены взаимосвязи психологической категории счастья с такими показателями, как положительные отношения с другими, управление средой, цели в жизни, общие показатели психологического благополучия и смысложизненных ориентаций, процессы жизни, результативность жизни и локус контроля - жизнь. Также было выявлено психологическое содержание счастья. Результаты исследования могут быть использованы в психотерапевтической практике для работы с людьми, у которых наблюдается неудовлетворённость качеством и смыслом жизни, для формирования у них ощущения счастья.
Ключевые слова
Счастье, темперамент, субъективное благополучие, смысл жизни, цели в жизни
Цели и задачи
Цель исследования: эмпирически исключить взаимосвязь особенностей темперамента и уровня счастья у представителей молодежной среды.
В соответствие с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие теоретические подходы к исследованию счастья.
2. Теоретический анализ подходов к изучению темперамента и его особенностей.
3. Теоретически рассмотреть связь счастья с особенностями темперамента.
4. Эмпирически выявить связь счастья и особенностей темперамента у представителей молодёжной среды.
Введение

Актуальность - в настоящее время запрос на изучение счастья как психологической категории в большой степени связан с ростом числа стрессовых ситуаций, усложнением конструирования человеком собственной жизни, выбора жизненных ориентиров, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей. На данный момент счастье изучается, главным образом, в рамках направления, созданного американским учёным Мартином Селигманом, позитивная психология. Единого определения категории счастья в науке не существует, почти каждый исследователь предлагает своё понятие и свое виденье содержания данной категории. 

Методы и материалы

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической базой исследования является теоретический подход к пониманию счастья как психологического феномена (М. Аргайл, М. Селигман, И. А. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, М.В. Соколова, C.JI. Соловьева); системный, деятельностный и индивидуальный подходы, представленные Б.Г. Ананьевым (1980), Леонтьевым (1975, 1981), Б.Ф. Ломовым (1984), B.C. Мерлинмм (1986,1996), Б.М. Тепловым (1961,1986). При диагностике темперамента учитывались основные положения концепций Г.Ю. Айзенка, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова,  Б.М. Теплова, И.П. Павлова, К.Г. Юнга.

В данной работе использовались следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; сравнительно-аналитический метод, математические методы обработки и анализа статистических связей и различий, а также частные психологические методики:

  1. Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory, OHI);
  2. Тест смысложизненные ориентации ( методика СЖО), Д. А. Леонтьев;
  3. Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI);
  4. Шкала психологического благополучия (К. Рифф), (Ryff's Scales of Psychological Well-being, Ryff C.D.), адаптация Н.Н. Лепешинского.

Эмпирическая базу исследования составили студенты 1 и 3 курса Института психологии и образования КФУ.

Описание и обсуждение результатов

Выводы:

  1. Счастье как социально-психологический феномен детерминируется целями в жизни, установкой на жизнь, потребностями, как физическими, так и духовными, жизненными событиями.
  2. Темперамент – врожденная особенность личности, зависящая от интенсивности скорости реагирования организма на раздражители, степени эмоциональной возбудимости и способности индивида адаптироваться к условиям внешней среды.
  3. Исследования, посвященные изучению проблемы связи темперамента и счастья, говорят о влиянии врожденных особенностей на ощущение человеком счастья, и, следовательно, от темперамента.
  4. Согласно t-критерию Стьюдента у группы счастливых достоверно выше следующие показатели: психологическое благополучие, цели в жизни, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь.
  5. Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что счастье не зависит от темперамента и его особенностей. Оно обусловливается наличием смысла, целей в жизни, способностью индивида проявлять лидерские качества и подстраивать условия под себя.
  6. Выявлено психологическое содержание счастья, в него вошли: осмысленность жизни, локус – контроля жизнь, жизненный процесс, управление средой, общее психологическое благополучие, цели в жизни, самопринятие. 

Результаты полученных данных подтверждают гипотезу о том, что уровень счастья у представителей молодежной среды не зависит от особенностей темперамента.

Полученное в ходе исследования знание имеет важное теоретическое значение, так как до сих пор не было установлено психологическое содержание такого социально-психологического феномена, как счастье. Также результаты могут быть использованы психологами в практической работе с людьми, имеющими низкий показатель по уровню счастья.

Изучаемая в работе проблема представляется, на наш взгляд, очень важной и актуальной, так как уровень счастья влияет не только на состояние самого индивида, но и на окружающих его людей. Данная работа может иметь логическое продолжение с упором на выявление структурно-уровневой организации психологического содержания счастья.

Используемые источники
1. D. Lykken, A. Tellegen «Happiness is A Stochastic Phenomenon». Psychological Science, 1996, vol. 7.
2. K. Sheldon, S. Lyubomirsky «Achieving Sustainable New Happiness: Prospects, Practices, and Prescriptions» в сборнике статей «Positive Psychology in Practice». John Wiley & Sons, 2004.
3. Айзенк Г.Ю., Структура личности: Пер с англ. – СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. – 464 с.
4. Аргайл М. Психология счастья. - Спб.,2003. – 268 c.
5. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В., Теоретическая модель личностного благополучия, Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология» 2013, том 6, No 4.
6. Древнекитайская философия., - М., 1972, т. 1.
7. Кречмер Э., Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 607 с.
8. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, “Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах” М.: Издательство Академии Наук, 1951 г. – 654 с.
Information about the project
Surname Name
Yunusova Diana
Project title
The influence of temperament characteristics on level of happiness
Summary of the project
This work is devoted to the research of the psychological category of happiness. By the solution of empirical objectives it was revealed the relationship of psychological category of happiness with such indicators, as positive relationships with others, the management of the environment, goals in life, the general indicators of psychological well-being and life-meaningful orientations, the process of life, the impact of life and locus of control of life. Also it was revealed the psychological content of happiness. The results of the study can be used in psychotherapeutic practice in work with people who have been dissatisfied with the quality and meaning of life, for the formation of a sense of their happiness.
Keywords
Happiness, temperament, subjective well-being, meaning of life, goals in life