Регистрация / Вход
Прислать материал

НАСЛЕДИЕ УРАЛА : СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Сведения об участнике
ФИО
Постникова Ксения Андреевна
Вуз
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
НАСЛЕДИЕ УРАЛА : СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Резюме
В работе презентован авторский сказочный проект «Мурзилка на Урале», предназначенный для популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде, раскрыто понятие наследие, приведены примеры способов популяризации наследия.
Ключевые слова
историко-культурное наследие, популяризация, сказки, история, Урал, молодежная среда.
Цели и задачи
Цель исследования – разработка авторского проекта популяризации наследия Урала на основе изучения существующих способов.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. провести содержательно-функциональный анализ понятия «наследие», сформированного к настоящему моменту современной гуманитарной научной мыслью.
2. выделить основные подходы к классификации наследия.
3. раскрыть роль историко-культурного наследия Урала в формировании региональной идентичности и патриотического воспитания молодежи.
4. описать основные способы популяризации историко-культурного наследия на современном этапе развития общества.
5. спроектировать сборник авторских студенческих сказок «Мурзилка на Урале», который можно использовать для популяризации историко-культурного наследия Урала среди учащихся начальных и средних классов.
Введение

На сегодняшний день вопрос о сохранении и актуализации культурного наследия России остается открытым. Это связано с влиянием инновационных процессов на социокультурную ситуацию, с возникновением вопроса о ценности российского опыта охраны памятников, а также со становлением культурного наследия как важного фактора экономики. В связи с этим изучение регионального опыта и проектирование творческих форм популяризации культурного наследия представляется актуальным. 

 

 

Методы и материалы

Теоретико-методологической основой работы является принцип историзма, в соответствии с которым все изучаемые проблемы исследуются в становлении и развитии. Следуя этому принципу, изучение наследия рассматривается на протяжении определенного исторического периода.

Также в основе исследования лежит общенаучный принцип объективности, в рамках которого развиваются представления об уникальности научных трудов каждого исследователя и о праве на существование различных методологических концепций и теорий на изучаемую проблему.

Кроме того, был использован междисциплинарный подход, позволивший обратиться к отечественному и зарубежному памятниковедческому, музеологическому, культурному опыту.

Для определения характера включенности объекта историко-культурного наследия в современную культуру был использован функциональный подход.

Для осознания сущности феномена памятника культуры был использован историко-генетический метод исторической дисциплины. 

При работе с массивом выявленной литературы, а также источниками, использовались такие общенаучные теоретические методы, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. Для изучения выявленных материалов текстового характера, составивших базу практической части исследования на вооружение был взят лингвистический метод содержательно-тематического анализа текста. При упорядочении и систематизации историко-культурного наследия использовались методы классификации и типологизации.

Описание и обсуждение результатов

Апробация исследования была проведена :

  • 18 апреля 2016 г. в НТГСПИ (ф) РГППУ во время проведения акции «День наследия в НТГСПИ» среди студентов первых-третьих курсов;
  • на внеклассном мероприятии по защите исследовательских проектов в 3А классе МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской г. Нижний Тагил;
  • на IX Всероссийской научно-практической конференция «Детская книга и история Отечества», прошедшей на базе НТГПИ (ф) РГППУ 19 мая 2016 г.);
  • на IV Международном туристском форуме «Большой Урал-2016»: новые туристские направления России. Урал» в рамках научно-практической конференции «Наследие реки Чусовой». Екатеринбург, 27  мая 2016 г.
  • в загородных детских лагерях в Пригородном районе г. Нижний Тагил со 2 по 21 июня 2016 г. во время прохождения педагогической практики студентами-авторами сказок.

Основные положения данного исследования изложены автором на четырех научно-практических конференциях разного уровня (Нижний Тагил, Екатеринбург, Курган, Казань) и в трех публикациях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать методологической базой для теоретических работ в области истории, культурологии, музееведения, истории русской культуры и искусства, а также может быть использовано в работах по популяризации регионального культурного наследия. Практическая значимость исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его итоги будут полезны при разработке программ популяризации и использованию историко-культурного наследия. Также, разработанный сказочный проект может применяться в дальнейшей педагогической практике как образец проектной деятельности, актуальной согласно новым ФГОС. 

Во «Введении» нами обоснована актуальность исследовательской работы, определены объект и предмет, также сформулированы цель и задачи исследования, историография проблемы, источниковая база и методология исследования. 
В первой главе "Необходимость и способы популяризации наследия : теоретические основы изучения" дано определение понятию "наследие", приведены способы его популяризации. Акцент сделан на роль наследия в формировании патриотизма и региональной идентичности молодежи.

Во второй главе "Сказочный проект "Мурзилка на Урале" как способ популяризации наследия Ураларассмотрены этапы реализации проекта, проанализированы принципы отбора материала для проекта, раскрыты перспективы развития проекта.

В заключении изложены результаты исследования.

 

В результате работы автор пришел к следующим выводам:

1. Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к актуализации наследия.

2. Сфера историко-культурного наследия играет важную роль для культурно-познавательной деятельности человека.

3. В условиях резко возросшей геополитической нестабильности и глобализации, роль наследия как фактора воспитания нравственности и патриотизма, неизмеримо и многократно возрастает.

Используемые источники
Источники по теме исследования можно сгруппировать по следующим видам:
1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
2. Делопроизводственные документы.
3. Электронные ресурсы – российские и международные сайты культурного наследия; официальные сайты учреждений и организаций, действующих в сфере историко-культурного наследия.
4. Публицистика и материалы периодической печати об актуализации памятников истории и культуры Урала.
5. Онлайн-сервисы для создания сказочного проекта «Мурзилка на Урале» и включения в него интерактивных заданий.
6. Сказки, написанные студентами 3 курса социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, филиала РГППУ при изучении дисциплины «Историко-культурное наследие Урала».
Information about the project
Surname Name
Postnikova Ksenia
Project title
LEGACY OF THE URALS: ways of promoting among young people
Summary of the project
In this paper the author presented a fabulous project "Murzilka the Urals", intended to promote the historical and cultural heritage among youth, revealed the concept of heritage, are examples of ways of promoting the heritage.
Keywords
historical and cultural heritage, promotion, fairy tales, history, the Urals, the youth.