Регистрация / Вход
Прислать материал

Эмоциональный интеллект и лидерские способности в юности

Сведения об участнике
ФИО
Волынец Регина Игоревна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Эмоциональный интеллект и лидерские способности в юности
Резюме
В исследовании рассмотрены эмоциональный интеллект и лидерские способности в юности. Необходимость данного исследования связанна с тем, что у юношей усиливается актуальная потребность в самореализации, независимости и самостоятельности. Они переходят и включаются в новые социальные группы, где возникают формальные или неформальные лидеры.
В исследовании приняли участие студенты направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Биология» в возрасте 19-22 лет.
Главным результатом работы стал вывод о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта связан с выраженностью лидерских способностей в малых социальных группах у представителей юношеского возраста.
Ключевые слова
Способности личности. Эмоциональный интеллект. Лидерские способности. Юношество.
Цели и задачи
Цель исследования: изучение связи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями в юности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования эмоционального интеллекта и лидерских способностей.
2. Сформировать комплекс методик для измерения эмоционального интеллекта и лидерских способностей.
3. Изучить роль эмоционального интеллекта в выдвижении на лидерскую позицию у студентов разных направлений подготовки.
4. Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Введение

В настоящее время, при разработке образовательных стандартов, делается акцент на академических способностях обучающихся и игнорируется учёт у них развития эмоционального интеллекта. В образовательном пространстве студенты, занимающие активную лидерскую позицию, обладают способностями привлекать окружающих к совместной деятельности не только на основе приведения фактов, но и эмоционально «заражая» их. Они прекрасно чувствуют коммуникативную обстановку, эмоциональные состояния членов группы, демонстрируют лабильность в поведении. Наличие, перечисленных условий, делает студентов успешными и эффективными. Именно поэтому целью исследования стало изучение связи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями в юности.

Методы и материалы

1. Теоретические методы: анализ, обобщение и структурирование научной литературы.

2. Эмпирические методы:

- тест «Эмоциональный интеллект» Н. Холла;

- опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;

- диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

3. Статистические методы:

- коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена;

U-критерий Манна-Уитни.

Описание и обсуждение результатов

Основной подход к изучению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе включает в себя то, что данный феномен представляет собой многофакторную величину, включающую две составляющие: 1) это особый тип знания, а именно понимание эмоций; 2) это интеллект, как совокупность взаимосвязанных умственных способностей. Суть подхода в том, что эмоциональный интеллект подразумевает неразрывную связь между аффективной и интеллектуальной сферами личности.

В исследовании выдвинута гипотеза: высокий уровень эмоционального интеллекта связан с выраженностью лидерских способностей в малых социальных группах; у студентов, получающих «Психолого-педагогическое образование» уровень развитости эмоционального интеллекта выше, чем у студентов направления подготовки «Биология».

На первом этапе было выявлено, что у студентов двух направлений одинаковый уровень эмоционального интеллекта (ЭИ). Наиболее развитым компонентом ЭИ является - управление своими эмоциями.

В ходе второго этапа выяснилось, что студентов имеющих лидерские способности среди педагогов-психологов больше, чем среди биологов.

На третьем этапе исследования, используя метод ранговой кореляции Ч. Спирмена, мы выявили, что уровень развитости эмоционального интеллекта положительно коррелирует с лидерскими способностями (r = 0.413, p = 0,1). Из чего следует, что уровень лидерских способностей зависит от развитости эмоционального интеллекта.

Анализ психолого-педагогической литературы и проведённое эмпирическое исследование позволяют нам коннотировать следующее:

- студенты, обучающиеся по направлениям «Биология» и «Психолого-педагогическое образование» имеют средний уровень развитости эмоционального интеллекта;

- студенты обеих направлений подготовки имеют равную выраженность лидерских способностей, однако, они более проявляются у педагогов-психологов, чем у биологов;

- уровень лидерских способностей зависит от развитости эмоционального интеллекта у студентов направления «Психолого-педагогическое образование», т.е. чем более развит эмоциональный интеллект, тем выраженнее лидерские способности, и, наоборот, при низко развитом эмоциональном интеллекте, лидерские способности у студентов приобретают более низкие показатели;

- у студентов направления «Биология» уровень эмоционального интеллекта не влияет на лидерские способности;

- высокий уровень эмоционального интеллекта связан с выраженностью лидерских способностей в малых социальных группах у представителей юношеского возраста.

Гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно: 1) высокий уровень эмоционального интеллекта связан с выраженностью лидерских способностей в малых социальных группах; 2) у студентов, получающих «Психолого-педагогическое образование» уровень развитости эмоционального интеллекта не выше, чем у студентов направления подготовки «Биология».

Используемые источники
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
2. Вахрушева Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости / Автореф. дис. канд. пс. наук. – М., 2011.
3. Daniel Goleman, Richard E. Boyatzis, Annie McKee. Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. Publisher Harvard Business Press, 2004. 336 p.
5. Mayer J. D., Cobb C. D. Educational policy on emotional intelligence: Does it make sense? // Educational Psychology Review. 2000. № 12. P. 164-183.
6. Nicola S Schutte, John M Malouff, Einar B Thorsteinsson, Navjot Bhullar, Sally E Rooke. A meta-analytic investigation of the relationship between emotional intelligence and health. Personality and Individual Differences, 30. 04. 2007. – № 6. – Р. 921-933.
Information about the project
Surname Name
Volinets Regina
Project title
Emotional intelligence and leadership abilities in youth
Summary of the project
In a study investigated emotional intelligence and leadership abilities in youth. The need for research is connected with the fact that young people increases urgent need for self-fulfillment, independence and autonomy. They go over and included in the new social groups in which appears formal and informal leaders.
The study involved students of faculties "Psycho-pedagogical education" and "Biology" at the age of 19-22 years.
The main result of the work became the conclusion that a high level of emotional intelligence is associated to the level of leadership abilities in small social groups among young people.
Keywords
The ability of the individual. Emotional intellect. Leadership ability. Youth.