Регистрация / Вход
Прислать материал

Моделирование вокальных метафор

Сведения об участнике
ФИО
Пахомов Леонид Валерьевич
Вуз
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Моделирование вокальных метафор
Резюме
Данное исследование посвящено проблеме моделирования вокальных метафор. Структурирование одной сферы опыта в терминах другой понимается как метафоризация. Знания из области опыта – источника метафоры – переносятся в другую, менее знакомую область – мишень метафоры – и являются ключом для ее понимания. Вокальная метафора чаще всего представляет собой развернутую структуру, покрывающую множество семантических областей, что предполагает построение более сложных моделей метафоры. В исследовании предлагаются двухмерные модели вокальных метафор, построенные на соотношении слотов, выделенных и описанных в структуре фреймов области-источника и области-мишени.
Ключевые слова
Когнитивная лингвистика, моделирование, вокальная метафора, двухмерная модель метафоры, фрейм.
Цели и задачи
Цель исследования состоит в построении моделей вокальных метафор как способе представления сущностных свойств данного когнитивного механизма.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) определить типичные области-источники и области-мишени вокальной метафоры;
2) построить модели вокальной метафоры, учитывающие соотношения фреймов области-источника и области-мишени;
3) описать выявленные модели вокальных метафор и определить наиболее продуктивные соотношения фреймов.
Введение

Настоящее исследование посвящено проблеме моделирования вокальной метафоры. В рамках когнитивного подхода пристальное внимание уделяется метафоре, рассматриваемой как общий когнитивный механизм, который дает возможность изучать ненаблюдаемые явления, происходящие в сознании человека и связанные с отражением и осмыслением окружающей действительности. 

В рамках настоящего исследования было введено и описано понятие вокальной метафоры. Вокальная метафора – это метафора, описывающая физиологические действия певца при постановке голоса.

Моделирование вокальной метафоры заключается в выявлении однотипных регулярных метафорических переносов, то есть соотношений между слотами фреймов области-источника и области-мишени.

Методы и материалы

Моделирование вокальных метафор проводилось по следующему алгоритму.

  1. Выделение слотов фрейма-1 области-источника (физическое воздействие, функциональное состояние, движение, помещение, физиологическое действие, перемещение, звучание, созидательная деятельность и пр.), их описание и определение объема каждого слота во фрейме-1.
  2. Выделение слотов области-источника-2 (объект, состояние, место, звук, форма, фокус) и определение объема каждого слота фрейма-2 области-источника во фрейме-2.
  3.  Описание наиболее регулярных соотношений слотов фрейма-1 и фрейма-2 области-источника вокальных метафор.
  4.  Выделение слотов фрейма-1 области-мишени (физиологическое состояние, качество звука и место). Данные слоты характеризуют пение как то, ради чего выполняются действия из фрейма-1 области-источника-1.
  5. Выделение слотов фрейма-2 области-мишени (качество звука, орган, объем звука, место, звук). Эти слоты описывают элементы вокализации, способы категоризации «вокальной» действительности.
  6. Описание наиболее регулярных соотношений слотов фрейма-2 и фрейма-2 области-мишени вокальных метафор.
  7. Выделение однотипных регулярных переносов из фрейма-1 области-источника в фрейм-2 области-мишени для построения двухмерной модели вокальных метафор, основанной на фрейме-1 области-источника.
  8.  Выделение соотношений между слотами фрейма-2 области-источника и фрейма-2 области-мишени, построение двухмерной модели вокальных метафор, основанной на фрейме-2 области-источника.
Описание и обсуждение результатов

Моделирование вокальной метафоры заключается в выявлении однотипных регулярных метафорических переносов, то есть соотношений между слотами фреймов области-источника и области-мишени.

В рамках нашего исследования мы предлагаем двухмерную модель вокальных метафор, построенную на соотношении слотов, выделенных и описанных в структуре фреймов области-источника  и области-мишени.

Двухмерная модель вокальных метафор-1 позволяет выделить наиболее частотные соотношения слотов фрейма-1 области-источника и слотов фрейма-1 области-мишени вокальной метафоры:

  • Физическое воздействие–Физиологическое состояние (32%);
  • Функциональное состояние–Физиологическое состояние (18%);
  • Физиологическое действие–Физиологическое состояние (11%);

В двухмерной модели вокальных метафор-1 самым представительными являются следующие соотношения:

1. Физическое воздействие –Физиологическое состояние.

Это соотношение фреймов показывает, что самое важное в вокализации – это состояние, предполагающее комплексную работу певческого аппарата, основанную на дыхании. При этом система элементов осмысляется как поддающаяся воздействию.

2. Функциональное состояние–Физиологическое состояние.

Значимость данного соотношения доказывает, что пение – это, прежде всего, состояние: как состояние вокализации, то есть правильное звуковедение и воздуховедение, так и «совокупность» состояний элементов вокального аппарата.

3. Физиологическое действие–Физиологическое состояние.

Пение физиологично по своей природе, несмотря на то, что предполагает нехарактерные для обычного человека действия (например, использовать диафрагмальный тип дыхания). Пение представляется как состояние дыхания.

Двухмерная модель вокальных метафор-2, основанная на слотах фрейма-2 области-источника, позволяет выделить наиболее существенные соотношения слотов фрейма-2 области-источника и слотов фрейма-2 области-мишени: Состояние–Качество звука (22%); Объект–Орган (12%); Место–Качество звука (11%) и др.

В двухмерной модели вокальных метафор-2 самым репрезентативными являются следующие соотношения.

1. Состояние–Качество звука.

Данное соотношение в очередной раз доказывает, что от состояния дыхания и всех элементов вокализации зависит качество пения.

2. Объект–Орган.

Несмотря на то что пение осуществляется во взаимной работе элементов системы, необходимо выделить или объективировать каждый элемент.

3. Место–Качество звука.

Пение предполагает активизацию не только определенного органа, но и места вокализации. Работа каждого составляющего вокальную систему элемента влияет на качественные характеристики пения.

Таким образом, двухмерные модели вокальных метафор позволяют выделить наиболее значимые связи между слотами фреймов двух ментальных областей, что является ключом к пониманию такого сложного процесса, как пение.

Используемые источники
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс., 1990. С. 5–32.
Баранов А.Н. Метафорические модели как дискурсивные практики // Изв. Академии наук., 2004. т. 63. № 1. С. 33–43.
Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. С. 18–36.
Кабаченко Е.Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: дис. … канд. филол. наук., 2007. 240 с.
Карасик В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс., 2002. 477 с.
Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов., 1997, 245 с.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем., 1990. С. 387–415.
Минский М. Остроумие и логика коллективного бессознательного., 1988. С. 291–294.
Мишланова С.Л. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе., 2008. 428 с.
Хахалова С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры., 1998. 249 с.
Information about the project
Surname Name
Pakhomov Leonid
Project title
Modeling of Vocal Metaphors
Summary of the project
The given work is devoted to the problem of vocal metaphor’s modeling. Structuring one sphere of experience in terms of another is understood as metaphorization. Appeal to the research of metaphor is due to the difficulty and multidimensional nature of this phenomenon, the necessity to investigate metaphor in different local areas of knowledge. For this aim especially relevant is the exploration of vocal metaphors as a special kind of metaphor, the attempt to analyze underlying mechanisms of the vocal metaphor's forming. Vocal metaphor is metaphor that describes the singer’s physiological actions during voice training. Modeling of vocal metaphors is to identify the same type of regular metaphorical transfers, i.e. the relationship between slots of frames of source and target domains. In this research we offer the two-dimensional model of vocal metaphors, based on a ratio of slots allocated and described in the structure of source and target domains.
Keywords
Cognitive linguistics, modeling, vocal metaphor, two-dimensional model of metaphor, frame.