Регистрация / Вход
Прислать материал

Лингвистическая специфика названий деловых объектов Уфы

Сведения об участнике
ФИО
Сайфутдинова Лилия Флюровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Лингвистическая специфика названий деловых объектов Уфы
Резюме
Лингвистическая специфика названий деловых объектов Уфы
Ключевые слова
тюрко-башкирские эргонимы, культуроведческая грамотность,
Цели и задачи
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы на основе эргонимов бытующих в лингвистическом пространстве г.Уфа выявить тюрко-башкирские эргонимы. Для реализации цели научного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Установить место тюркских эргонимов в "языке города".
2. Выявить специфику тюркских эргонимов в связи с выполняемыми ими функциями.
3. Исследовать лексико-семантическую и частично этимологическую модель эргонимов.
4. Определить значение эргонимов в формировании культуроведческих компетенций граждан Уфы.
Введение

 

Принимая во внимание происхождение многих эргонимов с тюркских языков,  считаем, что назрела необходимость общего теоретического  изучения данного пласта лексики в  лингвистическом пространстве такого современного многонационального города, как Уфа.

 

Методы и материалы

 

Материалом исследования являются эргонимы г Уфы. Картотеку составляют официальные названия деловых, коммерческих, культурных и спортивных объектов, полученные путем сплошной выборки из реклам в СМИ, из телефонных справочников, а также путем письменного фиксирования эргонимов.

 

Методы исследования. Основной метод нашего исследования -описательный, реализованный в приемах собирания, систематизации, обобщения и интерпретации материала. Для установления наиболее типичных семантических типов привлечен статистический метод. Метод компонентного анализа направлен на описание семантики и этимологии эргонима.

Практическая значимость исследования  определяется тем, что в ходе работы по сбору и обработке материалов по  тюркской эргонимии сформирована база данных, которая может послужить источником для дальнейших научных описаний и стать основой прикладных справочников по названиям коммерческих предприятий города Уфы. Материалы исследования могут быть также использованы в лекционных курсах по теории башкирского, русского и других  языков, а также в спецкурсах и спецсеминарах по ономастике. На основе проведенного исследования могут быть разработаны практические рекомендации для государственных органов, занимающихся вопросами именования, регистрации городских объектов и проблемами совершенствования технологий коммерческой, рекламной номинации.

Описание и обсуждение результатов

Данное исследование посвящено особенностям бытования тюркской эргонимии г.Уфы. Эргономия г.Уфы тюркско-башкирского происхождения составляет около 46,7 %. Основываясь на достижения современной ономатологии, мы выделили следующие виды эргонимов, в которых представлены тюркские номинации.

Названия-антропонимы: минимаркет Айгуль, кафе Наркес, магазин Шамиль, магазин Ралия, магазин Лейсан, бар Алсу, стловая Мадина, кафе Идель, салон-ателье Мадина, магазин Лилия, магазин Нур, магазин Урал, магазин Искандер, магазин спецодежды Азамат; названия-мифонимы: магазин Толпар, магазин Тахир и Зухра, магазин Акбузат, санаторий Акбузат, ресторан Акбузат (легендарный конь эпического богатыря Урал-Батыра), Национальный туроператор "УРАЛ БАТЫР", театр-дефиле Хомай, группа компаний Батыр; парикмахерская Ак Буре; эргонимы, содержащие топографическую характеристику – компонент Урал: ателье Урал, аудиторское агентство Урал-Защита, банк Уралсиб, фонд Урал, фирмы Приуралье Строй, Урал-Сити, адвокатское бюро Уральский Адвокат, аудиторская фирма Уральский Союз, Авто-магазин Уральские шины, магазин Уралочка, Уральский банк, Национальный туроператор "УРАЛ БАТЫР"; эргонимы с компонентом –баш: фирмы Башкирская ко­жа, Башкирская мебель, магазин Башкирский купец, гостиница Башкортостан, аптека Травы Башкирии, магазины Башприма, магазин Башспирт, банк Башинвест, фирма Башхолод, ТД Башкортостан, дом Башкирской кухни, БашДрамТеатр, Башавтотранс, Башнефть; эргонимы, показывающие специфику тюркской культуры: башкирский центр национальной культуры АкТирма, производственное предпри­ятие Курай, управление ка­питального строительства Курултай, сувенирный ма­газин Нардуган: эргонимы-комонимы: магазины Ай, магазин Йондоз, парикмахерская Йондоз, ТД Сулпан  и др. Кроме того, эргонимика города Уфы  ярко демонстрирует взаимодействие постоянных контактов русского и тюркоязычного населения, что подтверждается вхождением тюркских языковых единиц в повседневную русскую речь. “Причем онимы-тюркизмы способствуют формированию в русской речи горожан специфическую "макаронистичность". Например, "Пойду в Шатлык за хлебом", "Эту книгу издали в Гилеме", "Сегодня на Акбузате скачки" и пр.» [2].

На­личие эргонимов, которые являтся символами тюрко-башкирской  культуры – это есть  отра­жение  национальной картины мира,   менталитета, традиций и обычаев народов. Целенаправленная пропаганда и активное внедре­ние средств тюркских  языков в эргонимическое пространство необходимо для сохранения национального колорита в  языке города.   

 

Используемые источники
1. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А.В. Суперан¬ская; АН СССР, Ин-т языкознания. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1988.
2. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы). – Уфа, 2007.
3. Справочник организаций Уфы// Информационный портал г. Уфы [Электронный документ]. http://ufa.obzorgoroda.su/spravochnik
4. Введенская, J1.A., Колесников, Н.П. От названий к именам (Текст) / JI.A. Введенская, Н.П. Колесников. Ростов-на-Дону, 1995. – 554 с.
5. Сабитова, P.M. Национально-культурный компонент и языковое общение (Текст) / P.M. Сабитова // Проблемы вербальной коммуникации. – Алма-Ата, 1987.-С. 60-62.
Information about the project
Surname Name
Saifutdinova Liliya
Project title
Linguistic specifics of the names of the business objects of Ufa
Summary of the project
This study focuses on the characteristics of the existence of Turkic ERGONOMIE of Ufa. Ergonomics of the city of Ufa Turkic-Bashkir origin is approximately 46.7 per cent.
Keywords
ERGONOMIE