Регистрация / Вход
Прислать материал

Исследование копинг-стратегий (на примере студентов КГБПОУ «Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий» в с.Алтайское)

Сведения об участнике
ФИО
Нестерова Александра Ивановна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Исследование копинг-стратегий (на примере студентов КГБПОУ «Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий» в с.Алтайское)
Резюме
В данной работе представлены результаты исследования копинг-стратегии студентов КГБПОУ «Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий» в с.Алтайское с помощью 3 методик: индикатор копинг-стратегий ( Д.Амирхан), диагностика копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективная методика «Не дай человеку упасть». Актуальность данной проблемы обусловлена большим темпом жизнедеятельности людей, который провоцирует возникновение у них стрессовых состояний в сложных жизненных ситуациях. Специфика поведения человека в таких ситуациях может быть не свойственной ему и влиять на принятие решений.
Ключевые слова
Копинг-стратегии, стресс, юношеский возраст
Цели и задачи
Целью работы является исследование копинг – стратегий студентов Международного колледжа сыроделия в с.Алтайское.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы феномена «копинг – стратегии».
2) Рассмотреть практическое применение копинг-стратегий в поведении современной молодежи.
3) Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение.
4) Выявить особенности копинг-стратегий у студентов Международного колледжа сыроделия в с.Алтайское.
5) Проанализировать результаты исследования, сделать выводы и сформулировать рекомендации.
Введение

Современный человек одновременно испытывает давление разных факторов: информационных, межличностных и т.д. Нахождение в таких условиях длительное время может привести к эмоциональной неустойчивости личности. Особенно эмоционально на стрессовые ситуации люди реагируют в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому исследование механизмов защиты, адаптации, копинг-стратегий играют важную роль в этот период жизни.

Копинг охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера: попытки овладеть, привыкнуть, смягчить или уклониться от требований сложной жизненной ситуации, проявляющейся в особых условиях существования личности (стресса, фрустрации, конфликта и кризиса).

 

 

Методы и материалы

Использовали 3 методики: индикатор копинг-стратегий ( Д.Амирхан), диагностика копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективная методика «Не дай человеку упасть».

В методике индикатора копинг – стратегий Д.Амирхана вычисляются следующие шкалы: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание проблем». Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер.) предназначена для более точного выявления доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий (5-балльная шкала).

Методика дает возможность выявить следующие копинг-стратегии, ориентированные на: решение задачи, эмоции, избегание. Так же с помощью данного теста можно подсчитать субшкалу «отвлечения» из 8 пунктов, относящихся к избеганию и субшкалу «социального отвлечения» из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию.

Проективная методика «Не дай человеку упасть» позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности поведения в форс-мажорных ситуациях. На картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Респондент должен спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как это сделать, решать каждому самостоятельно. Нужно дополнить картину необходимыми деталями.

Описание и обсуждение результатов

Респондентами данного исследования выступили студенты Международного колледжа сыроделия с. Алтайское в возрасте от 16 до 22 лет в количестве 36 человек ( 29 девушек и 7 парней).

На вопрос: «Прыгает человек или падает?» (Проективная методика «Не дай человеку упасть») получили результаты:

  • 68%  учащихся ответили: прыгает- это говорит о решительности и активности респондентов, практики, не теоретики.
  • 32% – падает -это значит, что респондент нерешителен и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой, не любитель активных действий. из 32%  20% -падают, 6% сорвались, а значит эти ребята неосмотрительно поступают, и им сложно самостоятельно справиться с трудной ситуацией,6%-толкнули- такие люди недоверчивы, и в сложившейся трудной ситуации они винят других.

Исследование копинг-стратегий студентов Международного колледжа сыроделия с помощью индикатора копинг-стратегий (Д.Амирхан), диагностики копинг-поведения в стрессовой ситуации (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) и проективной методики «Не дай человеку упасть», показало: большинство опрошенных предпочитают не убегать от проблемы, а искать благоприятные пути выхода из нее, не стесняясь при этом попросить социальной поддержки.Но на 39,2% респондентов необходимо обратить внимание и узнать подробнее причины их тревожности, так как в сложной ситуации они могут совершить необдуманные поступки. Следует отметить, что на стратегии поведения могут влиять и другие факторы: темперамент, мотивация, характер, социальный статус, окружающая среда. Результаты участника №31, возможно, связаны с событиями в Украине, так как она приехала из этой страны незадолго до проведения исследования.

Используемые источники
1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 c.
2. Зейгарник, Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б Холмогорова, Е.С Мазур // Психологический журнал. - 2007. - № 2. - С. 122-132.
3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М. : Изд-во МГУ, 2006. – 385 с.
4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. : 2007. № 3 С. 93-112.
5. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Монография. — Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. — 473 с.
6. Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. – М. : Эксмо – Пресс, 2001. – 415 с.

Information about the project
Surname Name
Nesterova Alexandra Ivanovna
Project title
Coping strategy
Summary of the project
This paper presents the results of the study coping strategies of students KGBPOU International College of cheesemaking and professional technologies" in S. Altai using 3 methods: the indicator coping strategies ( D. Amirkhan), diagnostics of coping behavior in a stressful situation (S. Norman, D. F., Sandler, D. A. James, M. I. Parker) and projective technique of "don't let the man fall." The urgency of this problem due to the large pace of life of the people, which is causing them stress in difficult situations. Specificity of human behavior in such situations may not be peculiar to him and to influence decision-making.
Keywords
coping strategies, stress, teenagers