Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности как педагогический феномен

Сведения об участнике
ФИО
Карпова Екатерина Евгеньевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности как педагогический феномен
Резюме
На основе анализа ФГОС, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», нормативно-правовых документов и научно-методической литературы сформулировано авторское понятие «профессиональные ценностные ориентации будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности». В исследовании представлено соотношение профессиональных компетенций и профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности, а также их классификация.
Ключевые слова
Профессиональные ценностные ориентации, компетенции, будущий учитель, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), профессиональная подготовка, безопасность жизнедеятельности
Цели и задачи
Цель проекта – определить профессиональные ценностные ориентации, формируемые у будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта:
1) обосновать профессиональные ценностные ориентации будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности как педагогическую проблему;
2) выделить, профессиональные ценностные ориентации, формируемые у будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности; дать их классификацию посредством анализа ФГОС, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», нормативно-правовых документов и научной литературы.
Введение

В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью детей и молодежи, поэтому одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является гуманизация, которая предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. В этих условиях возрастает потребность общества в таких учителях, которые готовы и способны оказать действенную помощь учащимся, сформировать теоретические знания, практические умения и навыки, ценностные ориентации и компетенции, необходимые для безопасного поведения человека, а также максимально реализовать функционально-ценностный потенциал безопасности жизнедеятельности.

Методы и материалы

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», нормативно-правовой документации, научных трудов, диссертационных исследований, а также методы сравнения, синтеза и обобщения полученных результатов. 

Описание и обсуждение результатов

При решении первой задачи исследования, направленной на обоснование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности как педагогической проблемы, обратились к анализу научной отечественной и зарубежной литературы, который показал, что выделяются различные подходы к исследованию ценностей. Анализируя работы исследователей, нами было сформулировано понятие «профессиональные ценностные ориентации учителя в области безопасности жизнедеятельности» – это вид профессиональных ценностных ориентаций, которые обеспечивают эффективную деятельность при работе с учащимися, являются основой его профессионально-педагогической деятельности, способствуют успешному формированию у подрастающего поколения безопасной культуры поведения, способности и готовности ее реализации в повседневной жизни. Основным документом, определяющим требования к результатам, структуре и условиям образования, ориентированным на становление личностных и профессиональных характеристик педагога, является Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основе лежит компетентностный подход, ключевое понятие которого – «компетентность». Она является определяющим показателем готовности выпускника профессионального образовательного учреждения к профессиональной деятельности и включает совокупность компетенций. Изучив ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), нами были определены профессиональные компетенции будущих учителей, формируемые в области безопасности жизнедеятельности. Важно отметить, что здесь отчетливо прослеживается аксиологическая направленность профессиональной подготовки. Она представлена ценностно-ориентированной составляющей профессиональной деятельности будущего педагога, его социализацией и профессиональным самоопределением, сформированностью устойчивой гражданской позиции, культуры безопасного типа поведения в социуме и т. д. Метод анализа научно-методической литературы и нормативных образовательных документов, а также метод сравнения, позволили определить специфические профессиональные компетенции, формирующие профессиональные ценностные ориентации будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности. Предложенные профессиональные ценностные ориентации, формируемые в области безопасности жизнедеятельности можно классифицировать: 1) в отношении учащихся; 2) по отношению к себе как специалисту; 3) и по отношению к профессиональной деятельности.Результаты анализа являются авторским видением профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности и основаны на логических умозаключениях, исследовании научных трудов и требованиях государства к профессиональной подготовке учителя.

 

Используемые источники
1. Краткий обзор детского травматизма в России. – Екатеринбург, 2014.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года № 544н [Электронный ресурс]. -http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) от 9 февраля 2016 года № 91 [Электронный ресурс]. – http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf .
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
Information about the project
Surname Name
Karpova Ekaterina Evgenyevna
Project title
Formation of vocational valuable guidances of future teachers in the field of health and safety as a pedagogical phenomenon
Summary of the project
The project is devoted to a problem of formation of professional valuable orientations of future teachers in the field of health and safety. On the basis of the analysis of FGOS, the professional standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Initial General, Main General, Secondary Education) (the Tutor, the Teacher)", standard and legal documents and scientific and methodical literature the author's concept "vocational valuable guidances of future teachers in the field of health and safety" is formulated. In research the ratio of professional competences and vocational valuable guidances of future teachers in the field of health and safety, and also classification of vocational valuable guidances of future teachers in the field of health and safety is presented.
Keywords
vocational valuable guidances, competences, future teacher, the Federal state educational standard of the higher education (FGOS WO), vocational training, health and safety