Регистрация / Вход
Прислать материал

Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов технических вузов России на примере СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Сведения об участнике
ФИО
Терентьева Полина Викторовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ""Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)” (СПбГЭТУ ""ЛЭТИ"")
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов технических вузов России на примере СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Резюме
Целью научной работы является исследование одной из проблем современных Российских ВУЗов: отсутствие у студентов и выпускников стимула заниматься научно-исследовательской деятельностью. Для достижения результата был проведен опрос фокус-групп, общий анализ текущей ситуации с точки зрения современных моделей мотивации. Также была рассмотрена возможность внедрения новой системы мотивации, обладающей возможностью реализации в сложной системе функционирования высшего учебного заведения, и включающая как коммерческую, так и некоммерческую части.
Ключевые слова
Менеджмент, мотивация, студенты, специалисты, НИР, система мотивации
Цели и задачи
Исследование одной из проблем современных Российских ВУЗов: отсутствие у студентов и выпускников стимула заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Введение

В соответствии с государственной программой РФ "Развитие науки и технологий", к 2020 году планируется формирование эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, и обеспечение его ведущей роли в технологической модернизации экономики [1].

Однако существует следующая проблема современного образования: молодые специалисты и студенты не проявляют интереса к научной деятельности. Данный вопрос достаточно широко освещен в литературе, например в работе [3] рассмотрена проблема мотивации молодежи, но применимость данного исследования для студентов остается под вопросом, а в работе [4] проведено детальное исследование проблемы, но не предлагаются пути ее решения, поэтому тема мотивации молодежи к НИР остается актуальной.

Методы и материалы

Первой исследуемой группой являлись студенты 3-4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры. Данные годы обучения были выбраны потому, что на данном этапе студенты уже обладают достаточным количеством знаний для проведения научно-исследовательских работ. Рассматривались вопросы:

  • обладают ли студенты информацией о проводимых конкурсах, конференциях, семинарах;
  • проявляли ли они инициативу для участия;
  • нуждаются ли студенты в дополнительных курсах, на которых бы детально рассказывалось о возможностях и требованиях НИР.

Были составлены диаграммы, иллюстрирующие причины отказа от НИР и избираемые студентами мотиваторы. Кроме того, составленная форма анкеты подразумевала выявление склонности к модели X или модели Y МакГрегора [5]. Для точности и повышения применимости исследования, было введено дополнительное разбиение на группы по среднему баллу: от 3,0 до 4,0, от 4,0 до 4,5, от 4,5 до 5,0.

Отдельный и весьма важный сегмент – молодые специалисты, то есть недавние выпускники технических ВУЗов. Любой из них должен отчетливо понимать, что профессиональная деятельность может значительно повысить его конкурентоспособность и квалификацию, а их управляющий персонал также должен осознавать, что повышение профессионализма кадров есть прямой путь к улучшению качества продукции.

Были проведены аналогичные исследования и для этой группы. 

Описание и обсуждение результатов

После анализа полученных результатов, были обнаружены следующие закономерности:

  • Несмотря на высокую информированность, студенты не принимают участия в мероприятиях, созданных для повышения их уровня знаний. У большинства студентов нет уверенности в том, что можно справиться с нагрузкой и иметь при этом достаточную подготовку для участия в НИР. Несомненно, главным мотивирующим фактором является материальный фактор, но при этом отчетливо видна также и заинтересованность студентов в научном признании. Превалирующей моделью является «Теория X».
  • В группах, ранжированных по успеваемости, тенденция к отсутствию инициативы при высокой информированности сохраняется.  Более успешные в учебе студенты предполагают, что основной проблемой является отсутствие материала для НИР и недостаток необходимой информации; те, у кого баллы не такие высокие, более важным считают то, что у них есть вероятность не справиться с работой. Это, в совокупности с распределением по «Теориям Х и У» показывает: те студенты, которые учатся хуже, настаивают  на предпочтительности для них «Теории У», у них отсутствует инициатива и они боятся провала больше, чем те, кто умеет распределять свою занятость и обладает более высокими оценками, но при этом настаивают на «Теории Х».
  • Что касается специалистов, то причины отказа от участия распределились практически равномерно, а из мотивации преобладает материальная, хотя при этом фигурирует большая доля желания признания. 

Исследование показывает, что оптимальная модель для мотивации по МакГрегору для ВУЗов – это мотивация в соответствии с «теорией Х». Такая идея не нова для применения в университетах, но редко используется именно в сфере научной деятельности. Возможно внедрение в систему обучения дополнительных практических курсов для обучения написания НИР, причем именно таких, которые бы побуждали и объясняли необходимость этого для будущей карьеры и возможности по завершению. Кроме того, высокая загруженность на учебе вызывает большие опасения того, что времени не будет хватать еще и на дополнительную нагрузку в виде научной деятельности. Ввиду низкой информированности именно о процессе исследования, у студентов нет понимания, что они уже обладают нужной информацией и данными, просто не умеют их использовать. Кроме того, необходимо широкое освещение успехов: возможно применение идей коллектива и реализации потребности статуса в группе.

Сложнее обстоит ситуация со специалистами: на предприятиях денежная мотивация легко реализуема, но она недостаточна для устойчивой мотивации сотрудников. Оптимальной для них будет являться «теория У», но при этом следует так же ввести идею соревнования, то есть дать возможность в самореализации для сотрудников. Признание, очевидно, играет большую роль в деятельности, потому имеет смысл вводить дополнительные собрания или курсы, где бы пояснялись возможности и выдвигались новые идеи и новаторы.

Используемые источники
1. Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы / Утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 г. № 2433-р.
2. Городникова Н.В. Индикаторы науки: 2015 : статистический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики"– М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 320 с. – 350 экз. – ISBN 978-5-7598-1275-3 (в обл.)
3. Фролова И.А. Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности на примере российских национальных исследовательских университетов / И.А. Фролова, Э. Б. Гаязова// Вестник КТУ - 2011 №22 - с.280-284;
4. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническим творчеством / В.А. Акатьев//Научное обозрение. Технические науки - 2014. - №1
5. McGregor Douglas Murray «The Human Side of Enterprise- 25th Anniversary Printing», McGraw-Hill/Irwin, 1985 — 256 pages.
Information about the project
Surname Name
Terenteva Polina
Project title
Student’s Scientific Research Motivation in Technical Institutions of Higher Education in Russia by an example of Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI»
Summary of the project
The research results of low students’ scientific research motivation in current conditions in technical Institutions of Higher Education in Russia are represented. For problem solution the focus groups were interviewed and a general analysis of the students’ scientific research activities was conducted. The analysis mentioned above included using modern models of motivation and examination of a new system of motivation possibility implementation. The motivation system developed has the opportunity to be realized in the system of functioning of modern technical Institutions of Higher Education, and includes commercial and noncommercial components.
Keywords
Management, motivation, student, young specialist, scientific research, motivation system