Регистрация / Вход
Прислать материал

Разработка универсальной клиент-серверной системы проверки заданий

Сведения об участнике
ФИО
Лыжин Илья Григорьевич
Вуз
МИЭМ федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «НИУ Высшая школа экономики»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Разработка универсальной клиент-серверной системы проверки заданий
Резюме
В работе рассматривается возможность создания бота для проведения тестовых и проверочных работ на основе API Telegram. Исследуется возможность создания клиент-серверной системы и варианты её применения в дистанционном, дополнительном, среднем и высшем образовании.
Ключевые слова
Бот, клиент-серверное приложение, Telegram, информатизация образования
Цели и задачи
Целью проекта является уменьшение времени проверки заданий, оптимизация и усовершенствование образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
− обзор и сравнение существующих технических решений в образовательной сфере;
− исследование технологий решения поставленной задачи;
− анализ методов решения поставленной задачи;
− разработка структуры клиент-серверной системы;
− разработка бота;
− создание промо-сайта проекта.
Введение

Очевидно, что в образовательных технологиях наметился явный вектор развития в сторону дистанционного, удаленного образования.

Что в свою очередь требует новых программных и аппаратных продуктов. Появившееся в кроссплатформенном приложении Telegam 24 июня 2015 года возможность создавать ботов, может быть фундаментом для построения различных приложений, в том числе и образовательной направленности.

Кроме того, на сегодняшний день существует проблема рутинности проверки различных заданий, тестов. Работоспособность программного кода в университетах и на различных курсах также зачастую проверяется вручную. Таким образом, человеческий ресурс расходуется крайне неэффективно.

Методы и материалы

Существует несколько способов (инструментов) разработки бота. Можно выделить три основных инструментов разработки bota Telegram:

  1. Конструктор
  2. Framework (готовая библиотека упрощающая взаимодействие с Telegram API)(Например, node-telegram-bot-api)
  3. Разработка с «нуля»

Конструктор

Рынок предлагает несколько различных конструкторов. Детально были рассмотренны Leecero, Corezoid, Manybot 

Библиотеки

Библиотеки позволяют совмещать удобство и простоту разработки с гибкостью. Одно из ключевых отличий от конструкторов при использовании библиотек разработчик может вносить изменения в их логику, переписывать и оптимизировать под нужды конкретного проекта отдельные части библиотеки, дополнять и расширять её для работы с различными внешними сервисами или соединять в проекте несколько библиотек для работы с различными API. Такой подход позволяет оптимизировать разработку благодаря тому, что стандартные конструкции, функции и классы уже разработаны и их можно начинать применять сразу же после подключения библиотеки. Относительным общим недостатком является достаточно высокий порог вхождения, по сравнению с конструкторами.

Разработка с «нуля»

При должном мастерстве разработчика сайт, разработанный этим методом, отличается высокой скоростью загрузки, оптимизированным и удобно читаемым кодом, возможностью простого переноса с хостинга на хостинг, в то же время трудозатраты при использовании этого метода больше по сравнению с другими.

Описание и обсуждение результатов

В результате в работы было подтверждено, что на основе API Telegram возможно создание бота для проведения различных самостоятельных работ и сопровождение курсов как очных, так и онлайн.

Был разработан макет электронного кабинета преподователя  рабочий прототип бота, а так же пошаговый конструтор заданий и промо сайт проекта (edubot.cf

Исследована возможность создания обучающей платформы на основе бота Telegram и варианты её применения в дистанционном, дополнительном, среднем и высшем образовании.

По прогнозам компании Docebo, в 2016 году объем образовательных онлайн услуг в мире превысит 50 млрд долларов. По словам директора по развитию QB Finance Маргариты Горшеневой, объем российского рынка онлайн-образования можно оценить в 2 млрд, что составляет всего 4% от общемирового. Но при этом нельзя не отметить довольно динамичных темпов развития сегмента онлайн-образования в России, только за 2013-2014 года российскими образовательными интернет проектами было привлечено около 15 млн долларов. На отечественном рынке образовательных онлайн услуг работает более 50 площадок. Наиболее популярными являются сервисы, готовящие к ЕГЭ, дающие навыки программирования и связанные с изучением иностранных языков.

Разрабатываемый продукт может быть нацелен на последние две популярные у пользователей группы – обучение программированию и иностранным языкам. Так же возможен охват курсов повышения квалификации и школьного образование в целом, не ограничиваясь подготовкой к ЕГЭ/ОГЭ.

Таким образом, главной целевой аудиторией проекта являются школы, учителя, ВУЗы, электронные образовательные проекты, курсы повышения квалификации, организации дополнительного образования.

Разрабатываемый в рамках данной работы продукт может найти баланс между очным и онлайн взаимодействием, стать не сервисом образовательных курсов, а инструментов для них, в том числе очных курсов. Таким образом есть возможность избавиться от главного минуса образовательных онлайн-сервисов, и монетизировать продукт не путем оплаты пользователем доступа к какому-либо курсу, а путем взимания оплаты с организаторов курсов. 

Используемые источники
1. Things you love are Made with Code URL: https://googleblog.blogspot.co.uk/2014/06/things-you-love-are-made-with-code.html
2. ВШЭ: Национальная платформа открытого образования URL: http://elearning.hse.ru/platform
3. Журнал «Университетская КНИГА»
4. Виртуальная реальность — будущее образования URL: http://www.ucheba.ru/article/1484
5. Telegram blog URL: https://www.telegram.org/blog/bot-revolution
6. opensource.org [Электронный ресурс]. URL: http://opensource.org/licenses/mit-license.php
7. Гатиятуллин Т.Р. К вопросу выбора безопасного мессенджера // В кн.: Наука, техника и образование. – Олимп (Иваново, 2016 / С. 79-81.)
8. Александр Чикунов, Маргарита Зобнина, Леонид Маслов, Екатерина Коваль // Венчур в цифрах. Весь мир. За 9 месяцев. // В кн.: StartTrack & ФРИИ, 2015г. (стр. 22-29)
Information about the project
Surname Name
Lyzhin Iliya
Project title
Development of a universal client-server test system
Summary of the project
In this paper a possibility to create the bot for conducting of testing and other types of works on a base of API Telegram is considered. The potential for making the educational platform and variants of its use in several forms of learning that include distant learning, secondary education, higher education and further education programs are explored.In this paper a possibility to create the bot for conducting of testing and other types of works on a base of API Telegram is considered. The potential for making the educational platform and variants of its use in several forms of learning that include distant learning, secondary education, higher education and further education programs are explored.
Keywords
Bot, client-server application, Telegram, computerization of education