Регистрация / Вход
Прислать материал

Использование информационных технологий при разработке транспортных стратегий регионов

Сведения об участнике
ФИО
Колесникова Татьяна Олеговна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Использование информационных технологий при разработке транспортных стратегий регионов
Резюме
Развитие современных технологий позволяет использовать совокупность научных знаний и информационных средств для обеспечения оптимизации и автоматизации процессов изучения процессов происходящих в транспортных системах и прогнозирования различных ситуаций, например для разработки транспортной стратегии региона. В исследовании проведен анализ качества обслуживания населения в городе Душанбе, изучены методы и подходы расчета доступности и обеспеченности города транспортными сетями и остановочными пунктами, а также создан и опробован алгоритм исследования качества обслуживания населения.
Ключевые слова
цифровая модель, транспортная система, плотность маршрутно-транспортной сети, плотность остановочных пунктов
Цели и задачи
Целью исследования является повышение качества обслуживания населения в городе Душанбе.
Задачи исследования:
1. Анализ существующих параметров функционирования транспортной системы г. Душанбе
2. Создание цифровой модели транспортной системы г. Душанбе.
3. Определение плотности населения и мест приложения труда.
4. Определение плотности маршрутно-транспортной сети (МТС) г. Душанбе.
5. Определение плотности остановочных пунктов.
6. Анализ результатов и формирование рекомендаций по созданию транспортной стратегии.
Введение

Развитие современных технологий позволяет использовать совокупность научных знаний и информационных средств для обеспечения оптимизации и автоматизации процессов изучения процессов происходящих в транспортных системах и прогнозирования различных ситуаций, например для разработки транспортной стратегии региона. В настоящее время в Душанбе при финансовой поддержке ЕБРР осуществляется Проект «Развитие общественного транспорта Душанбе». Одной из задач проекта является создание системы регулирования в секторе городского транспорта и определения четкой стратегии развития общественного транспорта в городе Душанбе. Использование информационных технологий позволит учесть факторы, влияющие на функционирование транспортной системы

Методы и материалы

В соответствии с представленной научной проблемой, ее актуальностью и выбранными целями и задачами исследования максимально разностороннего подхода используем следующие методы: статистический  анализ,  математическое  моделирование, системного анализа и натурных наблюдений.

Статистический анализ используется в исследовании при расчете плотности населения для того, чтобы составить транспортные районы и знать количество населения, проживающих в них.

С помощью математического моделирования составляем модель города, на которую в ходе исследования наносим маршрутно-транспортную сеть, чтобы рассчитать ее доступность для населения.

Системный анализ используется для расчета работающего населения на различных местах приложения труда.

Натурными наблюдениями пользуемся при расчете плотности остановочных пунктов, так как исходными данными являются координаты расположения остановочных пунктов.

В соответствии с выделенными методами был разработан оригинальный подход к решению поставленной задачи: алгоритм исследования качества обслуживания  населения.

Рисунок 1 - Алгоритм исследования качества обслуживания населения

Описание и обсуждение результатов

Обсуждение результатов

Первым шагом исследования было выделение типов застройки в городе. Для этого необходимо было получить точную карту города с помощью программы Sas Planet. Чтобы карта получилась более информативной, использовали 19-ти кратное приближение. Далее разделили город на 123 условных транспортных района в соответствии с административным делением

 

Рисунок 2 – Картограмма распределения населения в городе Душанбе

Параллельно решалась задача составления матриц трудовых корреспонденций. Для начала надо классифицировать  предприятия по видам деятельности. С помощью статистических данных и метода экспертной оценки узнали количество человек, работающих на каждом виде предприятий. Так же необходимо учитывать количество населения, занятых на малых предприятиях, не входящих в классификацию.  С помощью сети Интернет и карт города, определили отношение этих предприятий к условным транспортным районам

Рисунок 3 – Объекты приложения труда в транспортных районах

 

Зная количество проживающих в каждом условном транспортном районе и расположение в них мест приложения труда, может составить матрицу корреспонденций. Для большей наглядности представим ее в виде диаграммы

Рисунок 4 – Матрица корреспонденций

После первых этапов необходимо создать укрупненные транспортный районы. Наносим новые укрупненные районы на карту жирными черными линиями. Получаем 13 таких районов.

Произведя расчет плотности маршрутно-транспортной сети (МТС) г. Душанбе, получаем следующие результаты:

Рисунок 5 – Диаграмма плотности МТС г. Душанбе

 

Из диаграммы можно увидеть, что наибольшая плотность МТС определена в центральной части города. Произведены расчет и анализ плотности МТС к плотности населения и плотности размещения объектов приложения труда. Определены, какие районы входят в состав укрупненных. Для этого было учтено количество человек, которые проживают в каждом транспортном районе. Сравнение плотности МТС и плотности населения, а также плотности размещения объектов приложения труда показано на рисунке 6.

Далее был произведен анализ нанесенных радиусов пешей доступности по количеству пересечений друг с другом. Площади, которые не удовлетворяли условиям обеспечения транспортной доступности, обозначались голубым цветом.


Рисунок 6 - Сравнение плотности МТС с  плотностью населения и плотностью размещения объектов приложения труда

Рисунок 7 -  Плотность расположения ОП

Из рисунка 7 видим, что наибольшая плотность остановочных пунктов сосредоточена в центральной части города, а на окраинах и в южной части города наблюдается недостаток остановочных пунктов.

 

Используемые источники
1. Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан на 2010-2025 годы»
2. Отраслевой стандарт качества обслуживания населения Р3112178-0343-95 "Городские пассажирские перевозки. Качество обслуживания"
3. Агуреев И. Е. Подготовка и обработка исходных данных для математического моделирования автомобильных транспортных систем [Текст] / И.Е. Агуреев, В.А. Митюгин, В.А. Пышный // Известия ТулГУ. Технические науки. –2014. – Вып. 6. – С.119- 127.
4. СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
5. Колесникова Т. О. Анализ доступности маршрутной сети пассажирского транспорта в городе Душанбе [Текст]/ Т. О. Колесникова, В. А. Пышный // Транспортно-технологическому комплексу - энергоэффективную альтернативу.- 2016.
Information about the project
Surname Name
Tatyana Kolesnikova
Project title
applying information technology in the development of regional transport policies
Summary of the project
The development of modern technologies allows you to use a set of scientific knowledge and information tools for the optimization and automation of the processes of studying the processes occurring in the transport systems and forecasting different situations, for example for the development of the region's transport strategy. The study analyzed the quality of public services in the city of Dushanbe, studied the methods and approaches for calculating the accessibility and availability of city transport networks and stopping points, and also created and tested an algorithm studies the quality of service.
Keywords
digital model, the transport system, the density of route-transport network, stopping points density