Регистрация / Вход
Прислать материал

Изучение коммуникативного синтаксиса в иноязычной среде (к постановке вопроса)

Сведения об участнике
ФИО
Тримасова Наталья Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Изучение коммуникативного синтаксиса в иноязычной среде (к постановке вопроса)
Резюме
Работа направлена на разработку методики изучения коммуникативного синтаксиса иностранными студентами. В ней рассматриваются теоретические вопросы и рекомендации к начальному подготовительному этапу изучения коммуникативного синтаксиса, также в перспективе находится методическая разработка этапов обучению коммуникативному синтаксису.
Ключевые слова
коммуникативный синтаксис, интонация, интонационные конструкции, актуальное членение, предложение, синтагма
Цели и задачи
Цель - обучение иностранных студентов русской интонированной речи в различных ситуациях (умение определять коммуникативную направленность).
Задачи: 1) разработка речевых и интонационных моделей высказываний; 2) методика введения этих моделей на элементарном уровне вместе с грамматическим материалом; 3) обучение синтагматическому членению предложения в зависимости от ситуаций общения в самих ситуациях с коммуникативной направленностью; 4) обучение использованию интонированной речи вне ситуаций (в текстах).
Введение

Работа посвящена актуальной теме - проблеме обучения иностранных студентов коммуникативному (актуальному) синтаксису. Актуальносью является то, что  изучение коммуникативного синтаксиса затрагивает многие уровни изучения языка:  обучение русской интонированной речи, нормам словорасположения, смыслоразличительной функции интонации в предложении и, как следствие этому, избежание акцента. В работе подчеркивается важность и необходимость обучению синтаксиса наравне с грамматикой, и уже на начальном этапе изучения языка.

Объектом исследования является актуальное и синтагматическое членение, т.е. функционирование предложения в речи в системе РКИ.

Предметом исследования является интонация русской речи в аспекте РКИ.

 

Методы и материалы

Методы исследования: описательный, лингвистического анализа. Материалом исследования послужили тексты работ по методике преподавания РКИ, поэтические произведения фольклора русского языка.

Описание и обсуждение результатов

Итоговым результатом исследования является разработка методических рекомендаций к поэтапному освоению интонированной русской речи.

Используемые источники
1. Бухарин, В. И. О синтагматическом членении предложений. — Русский язык в школе, 1968, № 4. – C. 3-11.
2. Гак, В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков [Текст] / В. Г. Гак. – Л.: Просвещение, 1977. – 300 с.
3. Долинин, К. А. Коммуникативные варианты французского простого предложения [Текст] / К. А. Долинин. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. – 46 с.
4. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин . – М., 1982. – 160 с.
5. Крылова, О. А. Коммуникативный синтаксис русского языка [Текст]: автореф. дис. … д-ра филол. наук / О. А. Крылова. – М., 1993. – 26 с.
6. Сусов, И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения: межвуз. сб. науч. тр. Калинин: КГУ, 1989. – 150 с.
Information about the project
Surname Name
Trimasova Natalia Urevna
Project title
The study of communicative syntax in a foreign language environment (to the issue)
Summary of the project
The work is devoted to the training of foreign students of Russian language is communicative syntax dealing with the study of the functioning of language mechanisms in generating speech utterances. Particular attention is paid to intonation division statements, which defines the basic content and a formal construction proposals. The article deals with the prerequisites of learning trials, namely the study of communicative syntax, in particular start-up phase. It is emphasized that a full understanding of syntactic units as a proposal, and then the text is impossible without taking into account the actual division. After all, this is a determining factor in the sentence as a communicative unit. The article addresses the issues RCT methodology initial phase of the study of the Russian language in a foreign language environment.
Keywords
communicative syntax, intonation, intonation structure, actual division, sentence, syntagma