Регистрация / Вход
Прислать материал

Авторское право в индустрии компьютерных игр

Сведения об участнике
ФИО
Тумпарова Фаина Олеговна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Авторское право в индустрии компьютерных игр
Резюме
На данный момент индустрия компьютерных игр является одной из самых бурно развивающихся развлекательных индустрий в мире. Компьютерная игра является не просто объектом авторского права, но сложным объектом, регулирование которого связано со своими особенностями. При этом, особые отношения в сфере авторских прав порождаются также обычаями и спецификой самой индустрии. Таким образом, возникает вопрос об эффективном регулировании правоотношений, связанных с авторским правом. Одной из наиболее актуальных проблем в данной сфере является пиратство. На данный момент отсутствует как техническое решение проблемы, так и правовое.
Ключевые слова
интеллектуальная собственность, авторское право, индустрия компьютерных игр, цифровое пиратство
Цели и задачи
Целью данного исследования стало изучение правоотношений, складывающихся в индустрии компьютерных игр, в частности в области авторских прав на реализуемый контент.

Задачи исследования:
- рассмотрение мультимедийного продукта, коим является компьютерная игра, как сложного объекта авторского права;
- выявление лиц, причастных к созданию и использованию сложного объекта, и их прав относительно него;
- рассмотрение нарушений авторских неимущественных прав в компьютерной индустрии и их специфики;
- рассмотрение нарушений авторских имущественных прав в компьютерной индустрии и методов защиты.

Введение

Актуальность выражается в том, что являясь одной из главенствующих индустрий развлечений, обладающей определенной долей в экономике и значимой позицией в развитии компьютерных технологий, игровая индустрия нуждается в правовой базе, способной регулировать материальные и интеллектуальные отношения. Авторское право часто становится предметом спора, который на данный момент нельзя решить каким-то стандартным опытным путем, во многом из-за стремительного развития технологий. Из-за нарушений авторских прав игровая индустрия терпит убытки, что создает необходимость уделить более пристальное внимание этому вопросу. 

Методы и материалы

Методологической основой работы стали научные методы познания общественных процессов. Были использованы как общенаучные, так и специально-юридические методы. Использовалась как учебная литература, в которой отражены изыскания на тему авторского права, так и нормативно-правовые акты. Также были расмотрены статьи, раскрывающие актуальные вопросы правоприменения в индустрии компьютерных игр. 

Описание и обсуждение результатов

Компьютерные игры называют новым видом искусства, и сложно с этим не согласиться, ведь множество талантливых людей трудятся в этой сфере и создают порой поистине удивительные вещи. Результаты их деятельности, как и любое другое творчество, имеют правовую защиту, связанную с авторскими правами. Однако главной особенностью будет являться то, что компьютерная игра – это сложный объект авторского права. Данное понятие является для российского законодательства сравнительно новым и напоминает в чём-то ранее существовавшее в гражданском праве понятие «сложная вещь». 

Нарушение авторских прав в игровой индустрии происходит точно так же, как и в любой другой индустрии развлечений, но, естественно, обладает своей спецификой. Плагиат, который зачастую является камнем преткновения в творческой среде, здесь отходит на второй план перед нарушением имущественных авторских прав. Очень сложно доказать копирование относительно сложного объекта, потому субъекты авторских прав в игровой индустрии не относятся к порой очевидным повторам как к вопиющему правонарушению и до судебных прений дело доходит весьма редко. Исключения составляют лишь случаи комплексного копирования большинства результатов интеллектуального труда, входящих в состав сложного объекта, но такое в индустрии почти не встречается.

Совершенно иное отношение мы наблюдаем к нарушению авторских имущественных прав. Цифровое пиратство можно назвать бичом индустрии компьютерных игр. Правообладатели стремятся защитить свои права путем технических и правовых средств, однако зачастую сами страдают от результатов этих попыток и приносят неудобства честным покупателям их контента. Проблема пиратства, возникшая в самом начале развития индустрии, остается актуальной и по сей день, а решение её в ближайшее время всё ещё не предвидится. На данный момент к проблеме пытаются подойти более глобально, вырвать сам корень, а не бороться с побегами, которые рано или поздно появятся вновь. Так, индустрия задаётся вопросом о налаживании более эффективного контакта с покупателем, учёте его интересов и разумном регулировании ценовой политики.

Став одной из самых быстро развивающихся, индустрия компьютерных игр не сбавляет обороты и сейчас. Сложно сказать, что ждёт такую динамичную структуру в будущем, даже самом ближайшем. Однако законодатель не должен оставаться в стороне, т.к. любые общественные отношения, в которые вовлечено множество различных интересов, необходимо обеспечить нормативно-правовой базой, способной эффективно их регулировать.

Используемые источники
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // http://www.consultant.ru/
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской федерации часть четвертая (постатейный). Под ред. А.П. Сергеева
4. Грушина Е.В. Сложные объекты как новая категория // Законодательство. 2009 февраль N 2.
5. Молчанова А. К., Хрысёва А. А. Проблема цифрового пиратства в сфере дистрибуции развлекательного контента в России // Инновации в науке. 2013. №19. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsifrovogo-piratstva-v-sfere-distributsii-razvlekatelnogo-kontenta-v-rossii
6. Irini A. Stamatoudi. Copyright and Multimedia Products: A Comparative Analysis., 2008
Information about the project
Surname Name
Tumparova Faina
Project title
Copyright in computer games industry
Summary of the project
For now, computer games industry is one of the fastest growing entertainment industries in the world. Computer game is not merely the object of copyright, but a complex object, the regulation of which is related with its own characteristics. At the same time, a special relationships in the field of copyright are originated as customs and the specifics of the industry itself. Thus, the question appears about the effective regulation of relations related to copyright. One of the most important problems in this area is piracy. Currently, there is no technical and legal solution to the problem.
Keywords
intellectual property, copyright, computer games industry, digital piracy