Регистрация / Вход
Прислать материал

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Сведения об участнике
ФИО
Никитина Александра Александровна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования"Московский педагогический государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Резюме
Работа посвящена актуальной теме - изучению эмоциональных интеллекта подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Было получено, что уровень развития эмоционального интеллекта у подростков из интернатов, в целом, ниже, чем у подростков из общеобразовательных школ.
Ключевые слова
Эмоциональный интеллект, эмоциональная и когнитивная сферы личности, депривация.
Цели и задачи
Цель научной работы: выявить особенности эмоционального интеллекта подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Задачи исследования:

Проанализировать современные тенденции исследования эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.
Выявить особенности эмоциональной и интеллектуальной сфер в подростковом возрасте и в условиях воспитания в учреждениях интернатного типа.
Исследовать эмоциональный интеллект подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Введение

 

Гипотеза: эмоциональный интеллект подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа ниже, чем у подростков из общеобразовательных школ, и имеет ряд особенностей.

Методологическим основанием послужили представления С.Л. Рубинштейна о единстве интеллектуального и эмоционального, и положения культурно-исторического и системного подходов к исследованию психики, предложенные Л.С. Выготским.

Теоретическим основанием исследования выступили теории эмоционального интеллекта: представления Дж. Мэйера, П. Сэловейя и Д. Карузо об эмоциональном интеллекте; и концепция эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Методы и материалы

Методы проведенных исследований:

  • Методика MSCEIT v. 2.0 в адаптации Е.А.Сергиенко, И.И.Ветровой;
  • Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина;
  • Психосемантический тест Е.Ю. Артемьевой.
Описание и обсуждение результатов

Основные результаты научного исследования (научные, практические):

  • Эмоциональный интеллект подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа ниже, чем у подростков из общеобразовательных школ. Воспитанники школ-интернатов хуже понимают эмоции других людей и управляют ими.
  • Подростки в целом испытывают трудности в понимании своих эмоций и управлении ими.
  • Эмоциональный интеллект девочек-подростков из учреждений интернатного типа не отличается от эмоционального интеллекта девочек-подростков из общеобразовательных школ.
  • Мальчики-подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, хуже понимают эмоции чужих людей и хуже управляют ими, чем мальчики-подростки из общеобразовательных школ.
Используемые источники
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Детская психология.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.
Лопатина И.А. Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве.
Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста.
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство.
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.
Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации: Монография.
Хухлаева О.В. Психология подростка.
Information about the project
Surname Name
Nikitina Aleksandra Aleksandrovna
Project title
Peculiarities of Emotional Intelligence of Teenagers Being Educated at residential schools
Summary of the project
The work presents the research data of emotional intelligence of Teenagers Being Educated at residential schools. It is shown that the level of development of emotional intelligence at pupils of residential schools are developed, as a whole, worse, than at usual school pupils.
Keywords
emotional intelligence, emotional and cognitive spheres of personality, deprivation