Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование конкурентоспособной личности старших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы

Сведения об участнике
ФИО
Фазлыева Алина Альбертовна
Вуз
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование конкурентоспособной личности старших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы
Резюме
Проблема формирования конкурентоспособной личности все больше затрагивает и учителей, и школьников, потому что благополучие и личности, и страны зависит от качества образования человека и его готовности выдерживать конкуренцию. В связи с этим одной из главных задач общеобразовательной школы в настоящее время является формирование конкурентоспособной личности учащихся.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, конкурентоспособная личность, старшеклассник, внеклассная воспитательная работа, социальные и психолого-педагогические факторы, конкурентные преимущества, психолого-педагогические условия, критерии, показатели и уровни сформированности конкурентоспособной личности старшеклассников, модель, средняя общеобразовательная школа, опытно-экспериментальная работа.
Цели и задачи
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников во внеклассной воспитательной работе школы.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятий «конкурентоспособная личность» и «конкурентоспособность личности»;
2) выявить и обосновать социальные и психолого-педагогические факторы, стимулирующие повышение конкурентоспособности личности, а также специфические конкурентные преимущества старшеклассников;
3) выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников во внеклассной воспитательной работе;
4) определить задачи, принципы, содержание, методы и формы процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников и внедрить их в процесс внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы;
5) разработать систему критериев и показателей оценки конкурентоспособности старших школьников и охарактеризовать уровни сформированности конкурентоспособной личности старшеклассников;
6) разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников;
7) провести опытно-экспериментальную работу по формированию конкурентоспособной личности старшеклассников, проанализировать её результаты и сформулировать выводы.
Введение

Актуальность формирования конкурентоспособной личности школьника заключается в том, что:

1) активно развивающийся рынок труда предъявляет высокие требования к подрастающему поколению, которому необходимо быть интеллектуально и физически подготовленным;

2) во всех современных сферах деятельности большое значение приобретают такие качества, как готовность системно мыслить, мобильно реагировать на новые факторы, способность креативно решать исследовательские задачи, умение самостоятельно и оперативно принимать решения и нести за них ответственность;

3) в современном мире каждый человек должен быть готов самостоятельно, качественно и нравственно решать социальные и личные проблемы. 

Методы и материалы

В работе был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования:

- методы теоретического исследования: анализ и синтез, моделирование, мысленный эксперимент;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий виды педагогического эксперимента; изучение и обобщение педагогического опыта;

- математические: ранжирование, первичная статистическая обработка.

Описание и обсуждение результатов

В результате изучения психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.М. Ильковская, Р.А. Фатхутдинов, О.А. Макарова и др.) были выявлены социальные и психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ личности и предложено авторское определение понятия «конкурентоспособная личность». Конкурентоспособная личность рассматривается нами как личность с развитым интеллектом, высокой мобильностью, обеспечивающими высокое качество ее учебной деятельности; это личность, мотивированная на достижение успеха и лидерство, способная быстро определить и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, а также распоряжаться своим временем, умениями, навыками и знаниями так, чтобы обеспечить себе успешность не только в школе, но и за ее пределами.

Повышению эффективности рассматриваемого процесса могут способствовать выявленные психологические (формирование внутренней и внешней мотивации у старшеклассников к наращиванию личных конкурентных преимуществ; создание конкурентной среды в школе среди учащихся; наличие у учителей сформированной мотивации к формированию конкурентоспособности учащихся старших классов и т.д.) и педагогические (открытость и положительное отношение учителей к педагогическим нововведениям; обеспечение школ квалифицированными учителями; целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию конкурентоспособной личности выпускника школы и т.д.) условия, повышающие эффективность процесса формирования конкурентоспособности школьников.

В процессе исследования были определены цель, задачи, принципы, формы внеклассной воспитательной работы, методы воспитания и методы обучения, использование которых может способствовать повышению эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников.

Для определения эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старших школьников была разработана система критериев и их показателей, на основе которых были выявлены высокий, средний и низкий уровни сформированности конкурентоспособности старшеклассников. В результате рассмотрения всех необходимых компонентов процесса формирования конкурентоспособной личности школьника была разработана его модель. Она помогла выстроить стратегию процесса формирования конкурентоспособной личности старшего школьника во внеклассной воспитательной работе.

Результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование конкурентоспособной личности старшеклассников во внеклассной воспитательной работе, свидетельствует об эффективности разработанной нами модели рассматриваемого процесса.

Используемые источники
Методологической основой исследования являются различные аспекты проблемы формирования конкурентоспособной личности школьников. Они рассматриваются в работах таких ученых, как В.И. Андреев, В.И. Шаповалов, Ю.В. Андреева, Р.А. Фатхутдинов, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, И.М. Ильковская, Э.Р. Хайруллина, Е.Б. Сотникова, Н.В. Борисова, Е.Г. Горбунова, Н.А. Ахадов, О.К. Филатов, Г.К. Паринова и др. В их исследованиях анализируются сущность и особенности процесса формирования конкурентоспособности выпускника школы, а также условия и факторы, влияющие на его эффективность; раскрывается сущность таких понятий, как «высокая мобильность», «активность», «целеустремленность», «настойчивость», «самореализация» и т.д.
Information about the project
Surname Name
Fazlyeva Alina Albertovna
Project title
Forming of the competitive identity of the senior school students in the course of out-of-class educational work of high comprehensive school
Summary of the project
The problem of forming of the competitive personality affects more and more both teachers and school students. Wellbeing both persons and the countries depends on quality of education of the person and his readiness to sustain the competition. In this respect one of the main tasks of schools is forming of the competitive identity of pupils.
Keywords
ompetitiveness, competitive personality, senior, out-of-class educational work, competitive advantages.