Регистрация / Вход
Прислать материал

Поэтика постмодернистского романа А. С. Байетт "Обладать".

Сведения об участнике
ФИО
Балабанова Полина Владимировна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Поэтика постмодернистского романа А. С. Байетт "Обладать".
Резюме
Работа посвящена комплексному исследованию элементов поэтики постмодернизма в романе английской писательницы А. С. Байетт «Обладать» и состоит из введения, 2 разделов, заключения и списка используемых источников. В первом разделе обобщен теоретический материал по исследуемой теме, исследуется художественное своеобразие постмодернизма в целом и индивидуально-авторских форм их реализации в романе. В практической части рассматривается особенности постмодернистской поэтики произведения.
Ключевые слова
Постмодернизм, английский постмодернистский роман, интертекстуальность, вертикальный контекст, викторианство, полижанровость, дневник как малый жанр, эпистолярные вставные тексты, литературный эпиграф, художественное время и пространство.
Цели и задачи
Цель проекта – выявить особенности поэтики постмодернистского романа А. С. Байетт «Обладать».
Поставленная цель предполагает осуществление следующих задач:
– определить основные черты культуры постмодернизма в англоязычной литературе;
– исследовать категорию интертекстуальности постмодернистского произведения;
– изучить особенности английского постмодернистского романа;
– выявить многообразие жанровых форм как структурный принцип романа «Обладать;
– определить функции и роль вставных текстов в создании внутритекстовых связей романа «Обладать».
Введение

По мнению многих исследователей, современный английский роман литературы постмодернизма отличается своеобразной сложностью, неоднозначностью, отсутствием единой традиции.  А. С. Байетт является автором более двух десятков книг, лауреатом многочисленных наград и премий. В частности роман «Обладать» получил Букеровскую премию в 1990 году, а также включён в программы университетов многих стран мира и переведён на 26 языков. Именно это произведение стало знаковым в творчестве А. С. Байетт и определило то место, которое оно занимает в современной британской литературе. Красивый и необычный язык,  интеллектуальная игра, интриги, связь с историей, ее достоверность и вымысел, – все эти факторы определили выбор объекта нашей работы.  

 

Методы и материалы

Методы исследования. Теоретическую основу составляют труды отечественных учёных Л. В. Нижниковой., А. В. Курьяновича, М. Е. Самуйловой, М. Ю. Михеева, Т. Г. Симоновой, О. А. Толстых, Б. А. Гиленсона, И. В. Арнольд и др. В работе применяется сравнительно-исторический метод, системно-целостный, мотивный анализы художественной прозы А. С. Байетт, обусловленные целями и задачами работы.  Использование комплексной методики анализа включает приемы лингвистического наблюдения и описания, выявления смысловых соответствий, процедуру реконструкции. 

Предметом исследования является поэтика постмодернистского романа «Обладать».

Объект исследования – роман английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт «Обладать».

Описание и обсуждение результатов

Роман А. С. Байетт «Обладать» является ярким примером постмодернистского произведения, вбирающим в себя многие черты английского современного романа. Произведение характеризуется многообразием жанровых форм в его структуре. В ходе исследования были выявлены и различные особенности поэтики вставных текстов. 

Ещё один удачный способ ведения игры с читателем – это специфичная организация художественного времени и пространства. Благодаря калейдоскопичности времени перед читателем постепенно открываются новые грани смысловых линий. В частности мы видим плавный переход трёх основных планов: мифологического, героического и человеческого. 

Таким образом, становится очевидным тот факт, что в постмодернистском произведении А. С. Байетт «Обладать» заключён невероятно широкий спектр поэтологических особенностей. Создавая художественный мир своего произведения, английская писательница стремится насытить текст значительным количеством жанрово-стилистических приемов и аллюзий, способствующих ведению более утонченной игры с читателем.

Отдельные результаты исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

1. Научно-практическая конференция XVI недели науки «Профессиональная подготовка будущего специалиста: проблемы теории и практики», Ялта, май 2014 г. (диплом I степени). Тема доклада: «Поэтическое вставление текстов (дневник, письмо) в романе А. С. Байетт «Обладать».

2. I Научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учёных «Дни науки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского», Симферополь, 30.12.2015г. (диплом II стпени). Тема доклада: «Многообразие жанровых форм как структурный принцип произведений А. С. Байетт».

3. Международная студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика – ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (Ялта, 05-06 ноября 2015 г., 2 призовое место). Тема доклада: «Рассмотрение вставного текста как средства изучения постмодернистского романа».

4. I Международный заочный конкурс научно-исследовательских работ «Перспективы науки – 2015», (г. Казань, Научно-образовательный центр «Знание»). Тема доклада: Поэтическое вставление текстов (дневник, письмо) в романе А. С. Байетт «Обладать».

5. Научно-практическая конференция  «Молодая наука» (г. Евпатория, 05-06 ноября 2015 года). Тема доклада: «Многообразие жанровых форм в произведении А. С. Байетт «Обладать».

6. Региональная научно-практическая конференция студентов и школьников «Форум молодых исследователей» (29-30 марта 2016, г. Ялта). Тема доклада: «Многообразие жанровых форм как структурный принцип произведений англоязычных авторов».

 

 

 

Используемые источники
1. Фидлер, Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы / Л. Фидлер // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. – М. : Молодая гвардия, 1993. – С. 153–176.
2. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля : пер. с фр. С. Г. Калининой, Н. В. Суслова / Ж. Деррида. – СПб. : Алетейя, 1999. – 208 с.
3. Гиленсон, Б. А. История литературы США : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.
4. Симонова, Т. Г. Мемуарная проза русских писателей ХХ века : поэтика и типология жанра : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://phf.grsu.by/Kafedry/008/academic_process/umo/3... . (дата обращения: 14.01.2016).


Information about the project
Surname Name
Balabanova Polina
Project title
Poetic manner of the postmodern novel "Possession" by A. S. Bayatt.
Summary of the project
The modern novel is increasingly becoming a kind of labyrinth which is created by writers who use a considerable arsenal of genre and stylistic devices. The latter allow them to transfer to readers the important ideas. By creating a special artistic world of their works and saturating the text with a large number of literary and mythological allusions writers start a kind of game with a reader. The project is devoted to an actual problem as nowadays only a small number of studies have been devoted to a detailed analysis of the characteristics of postmodern novel “Possession” by A. S. Byatt. The work is devoted to the complex research of the poetic elements of postmodernism in the novel “Possession” by an English writer A. S. Byatt and consists of an introduction, two chapters, a conclusion and a list of sources. The first part summarizes the theoretical material about the subject. The artistic diversity of postmodernism and individual forms of its realization in the novel are also studied. In the practical part the peculiarities of postmodern poetics of the novel are considered. In particular, the specific character of the interplay with different genres of insert texts and features of the organization of artistic space and time.
Keywords
Postmodernism, English postmodern novel, intertextuality, vertical context, Victorianism, variety of genres, diary as a small genre, epistolary insert texts, literary epigraph, artistic time and space.