Регистрация / Вход
Прислать материал

«Преемственность в изучении предмета физики или physics lifelong learning»

Сведения об участнике
ФИО
Беликов Сергей Николаевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
«Преемственность в изучении предмета физики или physics lifelong learning»
Резюме
Проект позволяет раскрыть познавательные способности ребенка, мотивировать его к изучению физики окружающего человека мира. Комплексный подход способствует созданию условий и предметно-пространственной среды для лучшего понимания сущности физических явлений. Проект нацелен на преемственный переход в изучении физики, и предназначен для детей от 4-5 лет до школьников 11 класса. Благодаря соединению теоретической, практической, информационной составляющих проект имеет преимущество перед существующими аналогами.
Ключевые слова
физика, образование, преемственность, дошкольное образование
Цели и задачи
Цель проекта: создание условий и предметно-пространственной среды для понимания физической сущности природных явлений, а также для преемственности в изучении предмета «Окружающий мир» на ступени начального образования, курса «Природоведение» и курса «Физики» в школе через:
1) разработку комплектов заданий для формирования навыков наблюдения и по-становки экспериментов у детей дошкольного возраста в процессе понимания физической сущности природных явлений;
2) разработку ИКТ (программы) для освоения навыка наблюдения и эксперимента в процессе познания физической сущности природных явлений по каждому времени года;
3) разработку методических рекомендаций по условиям и организации предметно-пространственной среды, необходимых для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе понимания физической сущности природных явлений;
4) разработку рекомендаций для родителей по реализации совместных естественно-научных проектов в процессе развития познавательных способностей детей.
Введение

Непрерывное образование - это образование, которое можно определить, как развитие способности личности адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность.

Система непрерывного образования для общества выступает как механизм воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности посредством формирования личности, способной решать современные задачи. Для индивида она служит средством творческого развития сущностных сил человека, удовлетворения запросов и духовных потребностей человека.

«Занимательные уроки по физике для школьников и малышей» - это образовательный проект, отличительной особенностью которого является непрерывность образовательного процесса.

Методы и материалы

Методы реализации проекта: изучения и анализ рынка предложений по данной теме; изучение теоретической информации о возрастных особенностях детей дошкольного возраста; разработка образовательного проекта; поиск партнеров; создание группы в социальной сети "В контакте"; разработка и создание собственного сайта проекта; проведение презентаций проекта; проведение семинаров для родителей; внедрение проекта.

1 часть. «Физика для самых маленьких» направлена:

- погружение в загадочный мир природы, понимание и осмысление явлений окружающего мира, 

- создание преемственного перехода для изучения в школе таких предметов, как «Окружающий мир», «Природоведение» и «Физика».

2 часть. «Занимательные уроки по физике для школьников и малышей»:

направлена  на дальнейшее изучение физики в школе, 

- разработан проект сайта, на котором можно будет найти информацию малышам, школьникам и, самое главное, – родителям. Сайт носит интерактивный характер. Наши герои с экрана проведут вас по сайту и познакомят со всеми его особенностями.

Проект носит комплексный характер:

1. ИКТ-технология (мультфильм). Наша мультистория интерактивного плана.

2. Атмосфера сказки - герои проекта (пришедшие в группу к детям) активно поясняют происходящее на экране и общаются с детьми. Мультгерои (идет разрабатывает героев в 3D-формате) с экрана общаются с детьми. Дети постоянно включены в процесс общения и познания.

3. Экспериментирование. Наши герои вместе с детьми ставят опыты по изучению того или иного природного явления.

 

Описание и обсуждение результатов

Ожидаемые результаты

1. Качественные показатели

В результате реализации проекта дошкольники освоят и будут применять методы наблюдения и эксперимента, расширят кругозор по изучению природных явлений окружающего мира, смогут научиться выявлять причинно-следственные связи между явлениями природы на основе смены времен года, приобретут новые знания о физических особенностях природных явлений, повысится образовательный потенциал семьи, детский коллектив будет более сплоченным.

2. Количественные показатели

Младший дошкольный возраст

1. Понимание физической сущности природных явлений окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста:

показатель «до»: понимают: менее 1 %; не понимают: 99%;

показатель «после»: понимают: не менее 50 %; не понимают: не более 50 %.

2. Способность наблюдать:

показатель «до»: понимают: 30 – 40 %; не понимают: 70 – 60 %;

показатель «после»: понимают: 70 – 60 %; не понимают: 30 – 40 %.

3. Способность проводить простые эксперименты:

показатель «до»: понимают: 5 %; не понимают: 95 %;

показатель «после»: понимают: не менее 50 %;не понимают: не более 50 %.

4. Использование информационно-компьютерной технологии на занятиях по развитию познавательных способностей у детей:

показатель «до»: используют: 20 %; не используют: 80 %;

показатель «после»: используют: 80 %; не используют: 20 %.

 

Средний дошкольный возраст

1. Понимание физической сущности природных явлений окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста:

показатель «до»: понимают: 20 %; не понимают: 80 %;

показатель «после»: понимают: не менее 60 %; не понимают: не более 40 %.

2. Способность наблюдать:

показатель «до»: понимают: 50 – 60 %; не понимают: 50 – 40 %;

показатель «после»: понимают: 90 – 95 %; не понимают: 10 – 5 %.

3. Способность проводить простые эксперименты:

показатель «до»: понимают: 20 – 30 %; не понимают: 80 – 70 %;

показатель «после»: понимают: 60 – 70 %; не понимают: 40 – 30 %.

4. Использование информационно-компьютерной технологии на занятиях по развитию познавательных способностей у детей:

показатель «до»: используют: 30 %; не используют: 70 %;

показатель «после»: используют: 70 %; не используют: 30 %.

 

Старший дошкольный возраст

1. Понимание физической сущности природных явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста:

показатель «до»: понимают: 40 %; не понимают: 60 %;

показатель «после»: понимают: 80 %; не понимают: 20 %.

2. Способность наблюдать:

показатель «до»: понимают: 90 %; не понимают: 10 %;

показатель «после»: понимают: 100 %; не понимают: 0 %.

3. Способность проводить простые эксперименты:

показатель «до»: понимают: 50 – 60 %; не понимают: 50 – 40 %;

показатель «после»: понимают: 80 %; не понимают: 20 %.

4. Использование информационно-компьютерной технологии на занятиях по развитию познавательных способностей у детей:

показатель «до»: используют: 40 %; не используют: 60 %;

показатель «после»: используют: 80 %; не используют: 20 %.

Используемые источники
1. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
2. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/, свободный. – (Дата обращения 30.04.2016).
3. Alderman, H., J. Behrman, V. Lavy, and R. Menon. 2000. Child health and school enrollment: A longitudinal analysis. Journal of Human Resources 36 (1): 185–205.
Information about the project
Surname Name
Belikov Sergey
Project title
Continuity in studying of a subject of physics or physics lifelong learning
Summary of the project
The project allows to develop cognitive abilities of the children, to motivate them to study physics of the surrounding world. The integrated approach helps to the creation of the conditions and the subject and spatial environment for the best understanding of the essence of the physical phenomena. The project is aimed at the successive transition in studying of physics, and intended for the children from the age of 4-5 years to the school students of the 11th class. Thanks to the integration of the theoretical, practical, information components the project has an advantage before the existing analogs.
Keywords
physics, education, continuity, preschool education